Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Среда, 18.10.2017, 10:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Общеразвивающие программы для пианистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Общее фортепиано" (5-летний срок обучения)
24.04.2015, 09:55

ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Настоящая программа (авторы – преподаватели фортепиано МОУДОД  «Коркинская детская школа искусств» Апарина С.Б., Кузьмина О.А., Штинова В.Л.)  является первой редакцией адаптированной программы по предмету общее фортепиано для детских школ искусств (срок реализации – 5 лет), составленной преподавателем фортепиано МОУДОДКДШИ Кузьминой О.А. в 2004 году на основе программы « Общее фортепиано» Министерства культуры СССР (1975).

         Министерская программа по общему фортепиано (1975г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Общее фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Годовые требования», «Требования на зачетах», «Требования по технике», «Примерный репертуарный список». Недостатком этого документа является принцип единства требований и рекомендаций в учебном процессе, что осложняет их выполнение из-за наличия в контингенте ДМШ учащихся  не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными. Оптимальное решение задач музыкального воспитания (профессионального, академического и общеэстетического) возможно при дифференцированном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем индивидуальные способности каждого ребенка.

         Поэтому в основу программы преподавателя Кузьминой О.А.(2004г.) положен принцип дифференцированного подхода, учитывающий средний уровень музыкальных способностей учащихся музыкального и хореографического отделений ДШИ.

Редакция программы 2009г. позаимствовала многое из программы 2004г., в том числе ряд произведений для разучивания, тем не менее, явилась новым учебным документом. Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, авторы внесли в программу 2009г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Авторы акцентируют внимание на воспитательном аспекте, обозначают знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы,  дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым  настоящая программа адресована.  Дополнен примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания  в течение учебного года, обозначены критерии оценки обученности учащихся по предмету.

         В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список  литературы изложен в алфавитном порядке, обогащен современными изданиями и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям.  

Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса общего фортепиано и для удобства использования программы в учебном процессе.

В системе профессионального и эстетического музыкального образования детей значительная роль принадлежит сегодня школам искусств. Учащиеся ДШИ должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической  культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере. Наличие предмета «Общее фортепиано» в учебных планах музыкального отделения ДШИ обусловлено необходимостью владения инструментом на уроках сольфеджио (при пении двух- и трехголосия, игре гармонических последовательностей, изучении видов аккомпанемента из репертуара специального класса и др.), на уроках музыкальной литературы при игре фрагментов изучаемых произведений. Перспективные учащиеся, которые захотят продолжать профессиональное образование в училищах, ВУЗах,  и далее будут применять полученные в ДМШ навыки владения инструментом на занятиях гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы, чтения оркестровых партитур и т. д. Поэтому очень важно, чтобы фортепиано стало не просто средством получения знаний, но и источником эстетических потребностей уже со школьного возраста.

  Цель программы -   грамотное    овладение инструментом. Перед преподавателем фортепиано стоят сложные и ответственные задачи:

  • привитие интереса и любви к предмету;
  • развитие    художественного    вкуса,    умение    чувствовать    и    переживать прекрасное;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров;
  • воспитание      навыков домашнего     музицирования,      игры      по      слуху,      подбора аккомпанемента, чтения с листа, игры в ансамбле;
  • знакомство   учащихся   с   музыкой   танцевального    характера,   созданной композиторами разных эпох и стилей;
  • накопление теоретических знаний и музыкальных впечатлений.

Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • кругозора ребенка,
  • способность понимать музыку,
  • характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков фортепиано, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках фортепиано воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Формы контроля успеваемости

По окончании первого полугодия в 2-5 классах проходят контрольные уроки с оценкой, где исполняется одно произведение по выбору.  В конце второго полугодия – зачет:  младшие классы (1,2) исполняют два разнохарактерных произведения;  старшие классы (3,4,5) -  одно полифоническое произведение и крупную форму.  Поступающие в училище исполняют программу, согласно требованиям учреждения.  Все выступления учеников обсуждает комиссия педагогов с заведующим отделением.  Цель обсуждения – выявление положительных сторон исполнения учащихся, а также недостатков, над преодолением которых ученику следует работать в дальнейшем.

Дополнительные формы контроля успеваемости: концерты для родителей, концерты вне школы с целью пропаганды инструмента, внутришкольные фестивали.

Занятия  по предмету ведутся 1 раз (1 академический час) в неделю.

Форма занятий - индивидуальная.

Критерии оценки обученности учащихся

Многие преподаватели нашей школы считают, что отсутствие каких – то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает их суждение об игре ученика.

Эта проблема связана также с необходимостью дифференцированного подхода к учащимся, ставившим перед собой профессиональные задачи, учащимся, получающим общее художественное образование и учащимся, хронически отстающим. В том и заключается один из принципов дифференцированного подхода к учащимся, что учебная программа подбирается с учетом их способностей  и может формироваться из произведений, предусмотренных программой, на класс выше, ниже или в точном соответствии с классом обучения. В таких случаях мы применяем способ дифференцированного подхода к подбору программы. Дифференциация узаконивает отклонения от программы, повышает контрольные функции педагогического коллектива, ответственность каждого преподавателя за уровень исполняемой его учащимся программы. Она позволяет отличать учеников, не отвечающих уровню требований школы, от тех, которые могут учиться в школе хотя бы по программе – минимум. Однако требования к оценке успехов учащихся должны быть общими для всех, потому что в дифференцированном подборе программы нами уже учтены разные музыкальные данные учащихся. Учитывая это, мы разработали шкалу оценивания обученности по классу общего фортепиано. 

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей.

 

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста (10-15 лет). Объем учебной нагрузки- 1 академический час в неделю.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая обучение на музыкальном отделении ДШИ в классе общего фортепиано, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара класса общего фортепиано,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом,
  • исполнять простые виды аккомпанемента из репертуара специального класса.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для пианистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 629 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz