ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств
(5-летний срок обучения)
Пояснительная записка
Настоящая программа (авторы – преподаватели фортепиано МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Карипова А.М., Тагирова Г.И.) является первой редакцией программы по предмету «Ансамбль» для учащихся фортепианного отделения (срок реализации- 5 лет), составленной преподавателем фортепиано МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Кариповой А.М. в 2004 г. на основе программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Министерства культуры СССР (1989 г.).
Министерская программа по фортепиано (1989г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей, просто не в состоянии их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.
Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.
Поэтому в основу программы преподавателя Кариповой А.М. (2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела; обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы программы, на основе своего опыта работы с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению со второго года обучения. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Карипова А. М., Тагирова Г.И. внесли в программу 2008 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулируют целевой компонент программы, акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
Кроме того, откорректированы и дополнены:
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах, контрольных уроках,
- формы контроля успеваемости,
- годовые требования по классам.
Список рекомендуемой литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям ансамбля.
Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля за качеством звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения игре на фортепиано: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано».
Цель программы: воспитание необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.
Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:
- настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
- систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
- решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
- формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.
Воспитательные задачи программы. Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует у них человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:
- духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
воспитывает:
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
- нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе фортепианного ансамбля дали принципиально важный результат.
Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
Формы контроля успеваемости.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (2-5 класс) и зачета- в конце второго полугодия (1-4 класс). Итоговая аттестация (5 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.
Программа зачета/контрольного урока.
Группы учащихся
|
Контрольный урок
|
Зачет
|
А,В
|
2 разнохарактерных произведения
|
2 разнохарактерных произведения
|
С
|
1 произведение
|
1 произведение
|
Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:
- выступления в концертах в ДОУ,
- выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
- выступления на тематических и творческих вечерах,
- выступления на отчётных концертах,
- выступления на родительских собраниях, классных часах,
- выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.
Критерии оценки обученности учащихся.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.
Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.
Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.
Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.
Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.
Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.
1.Ансамбль
|
«5»
|
Учащиеся достаточно хорошо владеют дуэтными навыками (передача партнерами друг другу пассажей, мелодии, аккомпанемента, умение подхватывать незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани); в игре достигнуты:
- синхронность при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами,
- согласованность приемов звукоизвлечения,
- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами.
Соблюдается общность ритмического пульса, преодолены трудности полиритмии.
Учащиеся соблюдают особенности посадки и педализации при 4-х ручном исполнении, партнеры умеют слушать друг друга.
|
«4»
|
При исполнении произведения изредка встречается динамическая неуравновешенность при наличии всех других ансамблевых компонентов. Присутствуют отдельные неточности в исполнении сложных фрагментов произведения, влекущие за собой небольшие погрешности.
|
«3»
|
Учащиеся слабо владеют навыками ансамблевого исполнения произведения; в исполнении присутствует неуравновешенность динамического звучания на протяжении всего произведения, допускаются нарушения ритмического ансамбля.
|
2. Грамотность исполняемого текста.
|
«5»
|
Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;
точное выполнение ритмического рисунка произведения;
точное сохранение метроритмической основы произведения;
правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;
соответствие темпа стилю и характеру произведения;
использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);
умение выдержать единый темп до конца произведения;
умение выстраивать и передавать динамику произведения;
соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);
грамотная аппликатура;
осмысленная фразировка.
|
«4»
|
Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;
единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);
частичные отклонения от метро- ритма произведения;
некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;
частичные отклонения в темпе;
недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;
фактура сближена по звучанию с мелодией;
единичные ошибки в аппликатуре;
не до конца осмысленная фразировка произведения.
|
«3»
|
Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;
грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);
неправильные приемы исполнения штрихов;
необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;
темповые «качания» в произведении»;
невыстроенность динамики произведения;
отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;
грубые нарушения в аппликатуре;
неправильно выстроенная фразировка произведения.
|
3. Техническое владение текстом.
|
«5»
|
Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники.
|
«4»
|
Отдельные приемы и виды техники требуют отработки.
|
«3»
|
Слабо развиты технические навыки учащегося, нет контакта с инструментом.
|
4. Музыкально- художественная выразительность исполнения.
|
«5»
|
Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;
раскрытие содержания произведения;
исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.
|
«4»
|
Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;
не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.
|
«3»
|
Невыразительное, неяркое исполнение;
отсутствие своего отношения к произведению.
|
5. Выученность текста.
|
«5»
|
Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.
|
«4»
|
Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.
|
«3»
|
Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.
|
6. Соблюдение стиля произведения (учащиеся II-V курсов)
|
«5»
|
Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;
соответствие приемов исполнения стилю произведения;
соответствие редакции стилю произведения;
соответствие темпа характеру произведения.
|
«4»
|
Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.
|
«3»
|
Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения
|
7. Сохранение формы произведения (учащиеся II-V курсов).
|
«5»
|
В игре учащихся прослушивается адекватное соотношение частей произведения;
темповые градации соответствуют форме;
логически выстроена динамика.
|
«4»
|
Частичные, незначительные отклонения в соотношении частей;
небольшие неточности в темпах;
неточности в динамике и фразировке.
|
«3»
|
Непонимание и неумение сохранить форму произведения;
темповая неустойчивость;
однообразная динамика.
|
8. Уровень сложности программы.
|
Группа А
|
Обязательное соответствие программы классу учащегося.
|
Группа В
|
Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.
|
Группа С
|
Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.
|
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- компактдиски,
- аудиокассеты,
- грампластинки,
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).
Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и предназначена для учащихся подросткового возраста.
Характеристика возрастных особенностей учащихся.
В подростковом возрасте происходит существенная анатомо-физиологическая перестройка организма — идет процесс созревания, и ребенок в короткий срок превращается во взрослого. Повышенная эндокринная активность вызывает интенсивный рост. Неравномерность этого развития и бурный его характер опережает выработку новых двигательных координаций, отчего подростки становятся угловатыми, неуклюжими, гармония и слаженность движений нарушаются. Вместе с тем этот возраст является наиболее податливым и благодарным для выработки сложных движений и виртуозности.
Именно эта, анатомо-физиологическая, эндокринная и гуморальная перестройка организма вызывает неуравновешенность и раздражительность подростка, частую смену настроений и общего состояния: от жгучего недовольства собой до взрывной энергии и бурного восторга.
Явления акселерации — ускоренного физического развития детей и, в связи с этим, более раннего повзросления — еще больше обострили проблему переходного возраста. В переходном возрасте биологическое, психическое и социальное созревание само по себе протекает неодинаково и неравномерно. Акселерация резко усиливает эту диспропорцию: больше всего ускоряется физическое развитие. От него значительно отстает эмоциональное и особенно социальное развитие. Отмечается и ускорение темпа умственного развития. Однако, оно не связано прямой зависимостью с акселерацией физической. Здесь большее значение имеет резко возросшая роль массовых средств информации — радио, кино, телевидения, Интернета- и вторжение их во все сферы жизни.
Научно-технические достижения в области связи и массовых средств коммуникации являются одной из причин акселерации в сфере музыкального развития. Широкое распространение дисков, магнитофонных записей и выступления лучших исполнителей по радио, телевидению, в концертных залах сделало доступным знакомство с лучшими исполнительскими образцами, а повторное восприятие — легко осуществимым. Это, в свою очередь, облегчило усвоение самых сложных и трудных музыкальных произведений, а раннее их слуховое и эмоционально-эстетическое постижение устранило психологический барьер между учебным и концертным репертуаром. Это позволяет юным исполнителям смело приступать к изучению произведений таких композиторов, как Паганини и Лист, Бах и Бетховен, Барток и Шостакович. Однако, неравномерность физического, психического и музыкального развития нередко приводит к обеднению духовных, эстетических и эмоциональных ценностей. Так, уже не раз отмечалось, что при отличной технической оснащенности редко кто из молодых исполнителей обнаруживает по-настоящему творческую и интересную индивидуальность.
Чрезвычайно важно учитывать эмоциональный мир музыкальных подростков: обостренность эмоциональных реакций делает их ранимее и беззащитнее своих немузыкальных сверстников и, тем более, взрослых. Острота переживаний в самой музыкальной деятельности, например, глубокое впечатление от значительного музыкального произведения, от яркого исполнения, от собственного увлечения своей игрой, трудными или очень быстрыми пьесами, — эти радости сродни творческим. Их нужно всячески поддерживать, беречь и использовать для формирования индивидуальности музыканта.
Есть группа лиц, настолько болезненно переживающих неудачу, что предпочитают более легкие задания, чем они способны выполнить. Это группа с неадекватным для себя, заниженным уровнем притязаний. Для них характерно неверие в свои силы, боязнь трудностей.
Есть подростки, которые постоянно заняты борьбой за самоутверждение. Они выбирают для себя цели и задачи, превышающие их способности и возможности. Это лица с неадекватным, но завышенным уровнем притязаний. Их самооценка обычно расходится с их действительными возможностями и оценкой их коллективом, педагогами. В постоянном стремлении доказать всем, на что они способны, такие подростки и после неудачи выбирают заведомо трудные задания.
Итак, переходный возраст — это период интенсивного формирования личности и поиск способов утверждения себя как личности.
Формирование личности начинается с выделения своего «я», со способности увидеть себя как бы со стороны. Этому предшествуют многочисленные оценки поступков окружающих, друзей и одноклассников, киногероев и литературных персонажей, разучиваемых и исполняемых музыкальных произведений.
В занятиях с подростками тонкое и умное воспитание должно быть ведущим в процессе обучения. При этом нужно использовать как профессиональные, так и общественные формы коллективного воспитания. Здесь особенно эффективными будут всевозможные виды ансамблевой игры, классные концерты-собрания, когда каждый играет перед товарищами. Очень сближают совместные экскурсии и еще больше — совместные «капустники» и дни поэзии, поездки за город. Очень хорошо, если рядом с великими музыкальными творениями окажутся герои любимых книг. Нужно только, чтобы их влияние помогало преодолевать внутренние сомнения, тревожность и неуверенность в себе, обрести лучшие человеческие и художественно-эстетические качества.
Необходимо наладить также систематическую связь с родителями, так как воспитание подрастающего поколения — это задача общая и профессиональная.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая школу, учащийся должен:
- знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
- уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
- читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
- владеть навыками исполнения ансамблей.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением. |