Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 22.07.2017, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Общеразвивающие программы для пианистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств "Фортепианный ансамбль" (5-летний срок обучения)
27.05.2015, 13:24

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ

Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Настоящая программа (авторы – преподаватели фортепиано МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Карипова А.М., Тагирова Г.И.) является первой редакцией программы по предмету «Ансамбль» для учащихся фортепианного отделения (срок реализации- 5 лет), составленной преподавателем фортепиано МОУДОД «Коркинская  детская школа искусств» Кариповой А.М. в 2004 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Министерства культуры СССР (1989 г.).

Министерская программа по фортепиано (1989г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка»,   «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей,  просто не в состоянии  их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.

Поэтому в основу программы преподавателя Кариповой А.М. (2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы  программы, на основе своего опыта работы  с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению  со второго года обучения. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Карипова А. М., Тагирова Г.И. внесли в программу 2008 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулируют целевой компонент программы,  акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

Кроме того, откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах, контрольных уроках,
  • формы контроля успеваемости,
  • годовые требования по классам.

Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям ансамбля.

Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета  «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.

Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля за качеством звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.

        Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения игре на фортепиано: «С самого первого занятия ученик  вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно,  будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано».

       Цель программы: воспитание необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.

Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:

  • настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
  • формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.

Воспитательные задачи программы. Фортепианный   ансамбль    -   необходимая   школа   самообучения   и    самовоспитания.  Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным,   оказывает благотворное влияние на учащихся  не только в профессиональном плане, но и формирует у них  человеческие   качества:   чувство   взаимного   уважения,   такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,

воспитывает:

  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
  • нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе фортепианного ансамбля дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Формы контроля успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (2-5 класс) и зачета- в конце второго полугодия (1-4 класс). Итоговая аттестация (5 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

Группы учащихся

Контрольный урок

Зачет

А,В

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

С

1 произведение

1 произведение

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах,
  • выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

1.Ансамбль

«5»

Учащиеся достаточно хорошо владеют дуэтными навыками (передача партнерами друг другу пассажей, мелодии, аккомпанемента, умение подхватывать незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани); в игре достигнуты:

  • синхронность при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами,
  • согласованность приемов звукоизвлечения,
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами.

Соблюдается общность ритмического пульса, преодолены трудности полиритмии.

Учащиеся соблюдают особенности посадки и педализации при 4-х ручном исполнении, партнеры умеют слушать друг друга.

«4»

При исполнении произведения изредка встречается динамическая неуравновешенность при наличии всех других ансамблевых компонентов. Присутствуют отдельные неточности в исполнении сложных фрагментов произведения, влекущие за собой небольшие  погрешности.

«3»

Учащиеся слабо владеют навыками ансамблевого исполнения произведения; в исполнении присутствует неуравновешенность динамического звучания на протяжении всего произведения, допускаются нарушения ритмического ансамбля.

 

2. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

точное выполнение ритмического рисунка произведения;

точное сохранение метроритмической основы произведения;

правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

соответствие темпа стилю и характеру произведения;

использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

умение выдержать единый темп до конца произведения;

умение выстраивать и передавать динамику произведения;

соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

грамотная аппликатура;

осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

частичные отклонения от метро- ритма произведения;

некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

частичные отклонения в темпе;

недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

фактура сближена по звучанию с мелодией;

единичные ошибки в аппликатуре;

не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

неправильные приемы исполнения штрихов;

необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

темповые «качания» в произведении»;

невыстроенность динамики произведения;

отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

грубые нарушения в аппликатуре;

неправильно выстроенная фразировка произведения.

3. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники.

«4»

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки.

«3»

Слабо развиты технические навыки учащегося, нет контакта с инструментом.

4. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

раскрытие содержания произведения;

исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

отсутствие своего отношения к произведению.

5. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

6. Соблюдение стиля произведения (учащиеся II-V курсов)

«5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

соответствие приемов исполнения стилю произведения;

соответствие редакции стилю произведения;

соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

7. Сохранение формы произведения (учащиеся II-V курсов).

«5»

В игре учащихся прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

темповые градации соответствуют форме;

логически выстроена динамика.

«4»

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

небольшие неточности в темпах;

неточности в динамике и фразировке.

«3»

Непонимание и неумение сохранить форму произведения;

темповая неустойчивость;

однообразная динамика.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и предназначена для учащихся  подросткового возраста.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

В подростковом возрасте происходит существен­ная анатомо-физиологическая перестройка организма — идет про­цесс  созревания, и ребенок в короткий срок превращается во взрослого. Повышенная эндокринная активность  вы­зывает интенсивный рост. Неравномерность этого развития и бурный его характер опережает выработку новых двигательных координаций, отчего подростки становятся угловатыми, неуклюжи­ми, гармония и слаженность движений нарушаются. Вместе с тем этот возраст является наиболее податливым и благодарным для выработки сложных движений и виртуозности.

Именно эта, анатомо-физиологическая, эндокринная и гуморальная перестройка организма вызывает неуравновешенность и раздражительность подростка, частую смену настроений и общего состояния: от жгучего недовольства собой до взрывной энергии и бурного восторга.

Явления акселерации — ускоренного физического развития де­тей и, в связи с этим, более раннего повзросления — еще больше обострили проблему переходного возраста. В переходном возрасте биологическое, психическое и социальное созревание само по себе протекает неодинаково и неравномерно. Акселерация резко уси­ливает эту диспропорцию: больше всего ускоряется физическое развитие. От него значительно отстает эмоциональное и особенно социальное развитие. Отмечается и ускорение темпа умственного развития. Однако, оно не связано прямой зависимостью с акселера­цией физической. Здесь  большее значение имеет резко возросшая роль массовых средств информации — радио, кино, те­левидения, Интернета- и вторжение их во все сферы жизни.

Научно-технические достижения в области связи и массовых средств коммуникации являются одной из причин ак­селерации в сфере музыкального развития. Широкое распростране­ние дисков, магнитофонных записей и выступления лучших испол­нителей по радио, телевидению, в концертных залах сделало до­ступным знакомство с лучшими исполнительскими образцами, а повторное восприятие — легко осуществимым. Это, в свою очередь, облегчило усвоение самых сложных и трудных музыкальных про­изведений, а раннее их слуховое и эмоционально-эстетическое пости­жение устранило психологический барьер между учебным и концертным репертуаром. Это позволяет юным исполнителям смело приступать к изучению произведений таких композиторов, как Паганини и Лист, Бах и Бетховен, Барток и Шостакович. Однако, неравномерность физического, психического и музыкального раз­вития нередко приводит к обеднению духовных, эстетических и эмоциональных ценностей. Так, уже не раз отмечалось, что при отличной технической оснащенности редко кто из молодых исполни­телей обнаруживает по-настоящему творческую и интересную ин­дивидуальность.

Чрезвычайно важно учитывать эмоциональный мир музыкаль­ных подростков: обостренность эмоциональных реакций делает их ранимее и беззащитнее своих немузыкальных сверстников и, тем более, взрослых. Острота переживаний в самой музыкальной дея­тельности,  например,    глубокое    впечатление    от    значительного музыкального произведения, от яркого исполнения, от собственного увлечения своей игрой, трудными или очень быстрыми пьесами, — эти радости сродни творческим. Их нужно всячески поддерживать, беречь и использовать для формирования индивидуальности музы­канта.

Есть группа лиц,  настолько болезненно переживающих неудачу, что предпочитают более легкие задания, чем они способны выпол­нить. Это группа с неадекватным для себя, заниженным   уровнем притязаний. Для них характерно неверие в свои силы, боязнь труд­ностей.

Есть подростки, которые постоян­но заняты борьбой за самоутверждение. Они выбирают для себя цели и задачи, превышающие их способности и возможности. Это лица  с  неадекватным,  но завышенным уровнем  притязаний.  Их самооценка обычно расходится с их действительными возможно­стями и оценкой их коллективом, педагогами. В постоянном стрем­лении доказать всем, на что они способны, такие подростки и пос­ле неудачи выбирают заведомо трудные задания.

Итак, переходный возраст — это период интенсивного формиро­вания личности и поиск способов утверждения себя как личности.

Формирование личности начинается с выделения своего «я», со способности увидеть себя как бы со стороны. Этому предшест­вуют многочисленные оценки поступков окружающих, друзей и одноклассников, киногероев и литературных персонажей, разучиваемых и  исполняемых музыкальных произведений.

В  занятиях с подростками тонкое и умное воспитание должно быть ведущим в процессе обучения. При этом нужно ис­пользовать как профессиональные, так и общественные формы коллективного воспитания. Здесь особенно эффективными будут всевозможные виды ансамблевой игры, классные концерты-собра­ния, когда каждый играет перед товарищами. Очень сближают совместные экскурсии и еще больше — совместные «капустники» и дни поэзии, поездки за город. Очень хорошо, если рядом с великими музыкальными творениями окажутся герои любимых книг. Нуж­но только, чтобы их влияние помогало преодолевать внутренние сомнения, тревожность и неуверенность в себе, обрести лучшие человеческие и художественно-эстетические качества.

Необходимо наладить также систематическую связь с родителями, так как воспи­тание подрастающего поколения — это задача общая и профессиональная.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая школу, учащийся должен:

  • знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
  • уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • владеть навыками исполнения ансамблей.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для пианистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz