Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 27.06.2017, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Общеразвивающие программы для пианистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств "Фортепианный ансамбль" (7-летний срок обучения)
27.05.2015, 13:29

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ

Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Настоящая программа (авторы – преподаватели фортепиано МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Карипова А.М., Тагирова Г.И.) является первой редакцией программы по предмету «Ансамбль» для учащихся фортепианного отделения (срок реализации- 7 лет), составленной преподавателем фортепиано МОУДОД «Коркинская  детская школа искусств» Кариповой А.М. в 2004 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Министерства культуры СССР (1989 г.).

Министерская программа по фортепиано (1989г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка»,   «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей,  просто не в состоянии  их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.

Поэтому в основу программы преподавателя Кариповой А.М. (2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы  программы, на основе своего опыта работы  с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению  со второго года обучения. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Карипова А. М., Тагирова Г.И. внесли в программу 2008 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулируют целевой компонент программы,  акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

Кроме того, откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах, контрольных уроках,
  • формы контроля успеваемости,
  • годовые требования по классам.

Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям ансамбля.

Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета  «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.

         Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля за качеством звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.

        Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения игре на фортепиано: « С самого первого занятия ученик  вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно,  будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано».

       Цель программы: воспитание необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.

Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:

  • настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
  • формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.

Воспитательные задачи программы. Фортепианный   ансамбль    -   необходимая   школа   самообучения   и    самовоспитания.  Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным,   оказывает благотворное влияние на учащихся  не только в профессиональном плане, но и формирует у них  человеческие   качества:   чувство   взаимного   уважения,   такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,

воспитывает:

  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
  • нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе фортепианного ансамбля дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Формы контроля успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (2-7 классы) и зачета- в конце второго полугодия (1-6  классы). Итоговая аттестация (7 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

Группы учащихся

Контрольный урок

Зачет

А,В

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

С

1 произведение

1 произведение

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах,
  • выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

1.Ансамбль

«5»

Учащиеся достаточно хорошо владеют дуэтными навыками (передача партнерами друг другу пассажей, мелодии, аккомпанемента, умение подхватывать незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани); в игре достигнуты:

  • синхронность при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами,
  • согласованность приемов звукоизвлечения,
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами.

Соблюдается общность ритмического пульса, преодолены трудности полиритмии.

Учащиеся соблюдают особенности посадки и педализации при 4-х ручном исполнении, партнеры умеют слушать друг друга.

«4»

При исполнении произведения изредка встречается динамическая неуравновешенность при наличии всех других ансамблевых компонентов. Присутствуют отдельные неточности в исполнении сложных фрагментов произведения, влекущие за собой небольшие  погрешности.

«3»

Учащиеся слабо владеют навыками ансамблевого исполнения произведения; в исполнении присутствует неуравновешенность динамического звучания на протяжении всего произведения, допускаются нарушения ритмического ансамбля.

 

2. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

точное выполнение ритмического рисунка произведения;

точное сохранение метроритмической основы произведения;

правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

соответствие темпа стилю и характеру произведения;

использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

умение выдержать единый темп до конца произведения;

умение выстраивать и передавать динамику произведения;

соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

грамотная аппликатура;

осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

частичные отклонения от метро- ритма произведения;

некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

частичные отклонения в темпе;

недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

фактура сближена по звучанию с мелодией;

единичные ошибки в аппликатуре;

не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

неправильные приемы исполнения штрихов;

необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

темповые «качания» в произведении»;

невыстроенность динамики произведения;

отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

грубые нарушения в аппликатуре;

неправильно выстроенная фразировка произведения.

3. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники.

«4»

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки.

«3»

Слабо развиты технические навыки учащегося, нет контакта с инструментом.

4. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

раскрытие содержания произведения;

исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

отсутствие своего отношения к произведению.

5. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

6. Соблюдение стиля произведения (учащиеся 2-7 классов)

«5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

соответствие приемов исполнения стилю произведения;

соответствие редакции стилю произведения;

соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

7. Сохранение формы произведения (учащиеся 2-7 классов).

«5»

В игре учащихся прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

темповые градации соответствуют форме;

логически выстроена динамика.

«4»

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

небольшие неточности в темпах;

неточности в динамике и фразировке.

«3»

Непонимание и неумение сохранить форму произведения;

темповая неустойчивость;

однообразная динамика.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).

Программа рассчитана на 7-летний срок реализации и предназначена для учащихся младшего школьного и  подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Анатомо–физиологические особенности младшего школьника, уровень его психического и физического здоровья также должны учитываться в организации педагогической работы. По определению Н.Д. Левашова, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-10 лет костный аппарат младшего школьника находится в стадии формирования, что необходимо принимать во внимание и заботиться о посадке ребенка за инструментом. Процесс окостенения кисти и пальцев не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев затруднительны и утомительны.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно – воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая школу, учащийся должен:

  • знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
  • уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • владеть навыками исполнения ансамблей.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально-чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для пианистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz