ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ»
(предмет по выбору)
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания ритмического чувства, умения слушать и контролировать свою игру. Необходимость всё время соразмерять свое исполнение с исполнением партнера, внимательное вслушивание в возникающую звуковую картину благотворно влияют на творческое развитие учащегося.
Очень важно добиться при игре в ансамбле полной и яркой красоты звукоизвлечения. Можно сравнить исполнение мелодии с звучанием флейты, скрипки или другим инструментом. Так развивается фантазия детей, их мышление, воспитывается любовь к музицированию, создается музыкальная культура в быту.
Каждый участник ансамбля чувствует себя необходимым членом музыкального коллектива. У учащихся возникают по отношению друг к другу моральные обязательства, воспитывается уважение, укрепляется чувство собственного достоинства, инициативность, самостоятельность. Занятия с детьми фортепианным ансамблем предполагают ознакомление с новыми произведениями, беседы о характере, средствах выразительности, использованными композиторами, и работу над разучиванием и исполнением ансамблевых пьес. На начальном этапе это небольшие песенки, мелодии в ансамбле с педагогом, где формируется и развивается слух ребенка (как мелодический, так и гармонический). При исполнении ребенок осуществляет естественное стремление к полному и богатому звучанию, которого он еще не может самостоятельно достигнуть. Обязательно проводятся беседы, сопровождающиеся музыкальными записями.
Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Учебный предмет «Ансамбль» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей в возрасте от 6,6 лет.
При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 196 ч.; из них 98 ч. – аудиторные занятия, 98 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: развитие музыкальных и практических способностей учащихся, инициативы, интереса к занятиям с целью дальнейшего использования приобретенных навыков в самостоятельной практической деятельности.
Задачи учебного предмета:
- сформировать у учащихся элементарные теоретические знания и практические навыки ансамблевого музицирования,
- способствовать развитию музыкального слуха учащихся и навыков чтения с листа,
- привить учащимся самостоятельные навыки в работе над произведениями, необходимые для дальнейшей творческой деятельности,
- способствовать формированию музыкально-эстетического вкуса учащихся на основе изучаемого ансамблевого репертуара,
- формирование у учащихся чувства ответственности, товарищества.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно –познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно –иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
- разучивание ансамблевых партий;
- чтение с листа ансамблевой музыки (как правило, с преподавателем);
- слушание ансамблевой музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Ансамбль» требует наличия оборудованного учебного кабинета, оснащенного двумя фортепиано; зала для концертных выступлений; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.
Рекомендуется включать в репертуарный список музыку из опер и балетов русских, зарубежных классиков, современных отечественных композиторов, предлагаемых для изучения программой «Слушание музыки».
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».
|