ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРТЕПИАНО»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Фортепиано» занимает важное место в структуре дисциплин учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» и играет значительную роль в подготовке юных музыкантов.
Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава. Фортепиано обладает широким диапазоном возможностей. Оно является базовым инструментом для изучения музыкально – теоретических дисциплин. Поэтому учащийся любой музыкальной специальности должен, в достаточной мере, владеть игрой на фортепиано, что необходимо не только для дальнейшего любительского музицирования, но и для становления будущих профессиональных музыкантов.
Курс «Фортепиано» помогает юным музыкантам решить целый комплекс задач. Ученики за период обучения получают игровые навыки, навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, умение самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте. Систематические занятия на фортепиано развивают координацию движений, совершенствуют технику исполнения, формируют гармоническое и полифоническое мышление.
Программа учебного предмета «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденной приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №162.
Учебный предмет «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте от 9,5 лет. Реализация программы начинается с четвертого года обучения учащихся в ДШИ.
При реализации учебной программы «Фортепиано» максимальная учебная нагрузка составляет 429 ч.; из них 99 ч. – аудиторные занятия, 330 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: формирование у учащихся правильного художественного вкуса к музыкальной культуре; развитие музыкально – творческих способностей, образного мышления, слуха (интонационного, гармонического), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи учебного предмета:
- индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого учащегося; развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром;
- способствовать овладению учащимися основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
- научить учащихся самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения на фортепиано;
- сформировать у учащихся навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле;
- приобщить учащихся к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений;
- привить учащимся культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
- формировать личность юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала;
- подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно –познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- организация игрового аппарата (упражнения);
- подбор музыки по слуху;
- чтение с листа;
- разбор и выучивание нового репертуара;
- игра в ансамбле;
- воспитание навыков самостоятельной работы (выучивание наизусть),
- прослушивание фортепианной музыки.
Реализация программы «Фортепиано» требует наличия: оборудованного учебного кабинета (2 фортепиано, учебная мебель), библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиотехники.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Фортепиано», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хоровой класс».
Один из видов работы на уроке сольфеджио – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора. Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе по слуху на уроках «Фортепиано».
Часто в представлении ученика пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.
Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |