ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, в частности, таким его формам, как ансамбль и аккомпанемент. Учащиеся, владеющие основами самостоятельной творческой деятельности в области ансамблевой игры и аккомпанемента, легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников в общеобразовательной школе. Владение навыками аккомпанемента позволяет значительно расширить репертуарные рамки пианиста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом. Курс аккомпанемента знакомит учащихся с лучшими образцами классической, русской, зарубежной, современной музыки, предусматривает освоение новых принципов фразировки, артикуляции, звуковедения, расширяет музыкальный кругозор и способствует эстетическому воспитанию детей.
Аккомпанемент – это составная часть такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная роль, отнюдь не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера. Оба музыканта - и солист, и пианист, в художественном смысле, - становятся равноправными членами единого целостного музыкального организма. Аккомпанемент предполагает, прежде всего, совместное музицирование. Ученику 6 класса школы, который впервые соприкоснётся с предметом «Аккомпанемент», предстоит узнать много интересного, порой неожиданного из увлекательной концертмейстерской практики. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует у них такие человеческие качества, как чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения.
Воспитывая ученика, педагог формирует, в первую очередь, личность ребенка (взгляды и убеждения, волевые и моральные качества, нравственность, эстетический вкус). Для этого очень важны творческая атмосфера в классе и серьезное отношение к музыкальной школе в семье. Для формирования этого отношения необходимы постоянные контакты преподавателя с родителями. Очень важны и творческие контакты учеников и родителей. Организация семейных ансамблей, их совместные репетиции и выступления на концертах помогают родителям включиться в процесс исполнительского искусства, понять роль и значение музыкальной школы в жизни ребенка. Таким образом, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, его профессионального самоопределения.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №163.
Учебный предмет «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 1,5 года обучения и предназначена для детей в возрасте от 12,6 лет. Реализация программы начинается с 7 класса ДШИ.
При реализации учебной программы «Концертмейстерский класс» максимальная учебная нагрузка составляет 122,5 ч.; из них 49 ч. – аудиторные занятия, 73,5 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: воспитание пианиста –концертмейстера, обладающего художественным вкусом, чувством стиля, творческой самостоятельностью, стремлением к самосовершенствованию.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающегося с основным концертмейстерским репертуаром (вокальным и инструментальным), с основными принципами аккомпанирования солисту;
- сформировать у обучающегося навык аккомпанирования солистам (вокалистам и инструменталистам) несложных музыкальных произведений, в том числе, с транспонированием;
- научить обучающегося создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- сформировать у обучающегося навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- развивать у обучающегося навык чтения с листа и подбора по слуху;
- создать условия для формирования у обучающегося первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера,
· подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- метод проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями, навыками,
- метод стимулирования учебно –познавательной деятельности,
- метод музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения.
Формы:
- разучивание репертуара,
- транспонирование несложных музыкальных произведений,
- прослушивание музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Концертмейстерский класс» требует наличия оборудованного учебного кабинета, оснащенного фортепиано (2 шт.), пультом; зала для концертных выступлений; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Концертмейстерский класс» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, транспонирование и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |