Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Понедельник, 21.08.2017, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Предпрофессиональные программы для пианистов

Программа учебной дисциплины "Специальность и чтение с листа" предпрофессиональной общеобразовательной программы "Фортепиано"
27.05.2015, 08:52

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет  «Специальность (фортепиано) и чтение с листа»  является базовой дисциплиной, которая закладывает фундамент исполнительского мастерства и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения музыканта.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №163.

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»   входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».

Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.

При реализации учебной программы «Специальность и чтение с листа» максимальная  учебная нагрузка  составляет 1777 ч. ч.; из них 592 ч. – аудиторные занятия, 1185 ч.  – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.

Цель учебного  предмета: создание условий для целостного художественно –эстетического развития личности учащегося и приобретение  в процессе освоения программы музыкально –исполнительских знаний, умений, навыков.

Задачи учебного  предмета: 

  • индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого учащегося,
  • развить у учащихся способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром,
  • способствовать овладению учащимися основными  приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
  • научить учащихся самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть)  произведения,
  • сформировать у учащихся навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, приобщить учащихся к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений,
  • привить учащимся культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства,
  • формировать личность юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала,
  • развивать навык публичного выступления,
  • подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Методы: 

  • словесные, наглядные, практические,
  • репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, проблемные,
  • методы воздействия на ученика: активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика,
  • методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
  • метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
  • методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
  • методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.

Формы: 

  • работа над произведениями (организация пианистического аппарата,  
    работа над текстом, то есть техническое освоение мелодической линии, сопровождения и фактуры в целом, фразировки, штрихов, динамических оттенков и пр.; работа над техническими сложностями произведения; работа над выразительным исполнением, целостным выражением художественного образа; работа над звуком (педализация, артикуляция, агогика); целостный анализ произведения (композитор, форма, фразировка, интонационная семантика мелодии); подготовка к эстрадному выступлению и воспитание культуры сценического поведения),
  • работа над развитием техники,
  • чтение с листа (эскизное проигрывание),
  • подбор по слуху,
  • сольное музицирование,
  • посещение концертов,
  • участие в творческих и культурно –просветительских мероприятиях.

Реализация программы «Специальность и чтение с листа» требует оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (2 фортепиано, учебная мебель, аудиоаппаратура), зала для концертных выступлений,  библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно – и аудиотеки.

Также необходимо осуществление теснейших  связей предмета «Специальность и чтение с листа» и теоретических дисциплин. Один из видов работы на уроке сольфеджио – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора.  Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе по слуху на уроках специальности.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». 

Категория: Предпрофессиональные программы для пианистов | Добавил: DSHI
Просмотров: 224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz