ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Специальность (фортепиано) и чтение с листа» является базовой дисциплиной, которая закладывает фундамент исполнительского мастерства и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения музыканта.
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №163.
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Специальность и чтение с листа» максимальная учебная нагрузка составляет 1777 ч. ч.; из них 592 ч. – аудиторные занятия, 1185 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: создание условий для целостного художественно –эстетического развития личности учащегося и приобретение в процессе освоения программы музыкально –исполнительских знаний, умений, навыков.
Задачи учебного предмета:
- индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого учащегося,
- развить у учащихся способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром,
- способствовать овладению учащимися основными приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
- научить учащихся самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения,
- сформировать у учащихся навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, приобщить учащихся к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений,
- привить учащимся культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства,
- формировать личность юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала,
- развивать навык публичного выступления,
- подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
- словесные, наглядные, практические,
- репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, проблемные,
- методы воздействия на ученика: активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика,
- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
- метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
- методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
- методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- работа над произведениями (организация пианистического аппарата,
работа над текстом, то есть техническое освоение мелодической линии, сопровождения и фактуры в целом, фразировки, штрихов, динамических оттенков и пр.; работа над техническими сложностями произведения; работа над выразительным исполнением, целостным выражением художественного образа; работа над звуком (педализация, артикуляция, агогика); целостный анализ произведения (композитор, форма, фразировка, интонационная семантика мелодии); подготовка к эстрадному выступлению и воспитание культуры сценического поведения),
- работа над развитием техники,
- чтение с листа (эскизное проигрывание),
- подбор по слуху,
- сольное музицирование,
- посещение концертов,
- участие в творческих и культурно –просветительских мероприятиях.
Реализация программы «Специальность и чтение с листа» требует оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (2 фортепиано, учебная мебель, аудиоаппаратура), зала для концертных выступлений, библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно – и аудиотеки.
Также необходимо осуществление теснейших связей предмета «Специальность и чтение с листа» и теоретических дисциплин. Один из видов работы на уроке сольфеджио – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора. Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе по слуху на уроках специальности.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |