ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания.
Специфика обучения юного пианиста связана с тем, что, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля. Именно в рамках этой дисциплины наиболее полно воссоздана среда применения профессиональных навыков, востребованная в работе по специальности. По степени согласованности с требованиями, предъявляемыми к абитуриенту большинством современных ССУЗов культуры и искусства, данные предметы занимают первое место в ряду дисциплин дополнительной предпрофессиональной программы «Фортепиано» и являются полем реализации практических навыков и теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.
Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по специальности имеют следующие преимущества:
во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в классе специальности и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам,
во-вторых, проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качество выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками,
в-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать фортепианный дуэт со своими исполнительскими традициями,
в-четвертых, фортепианный дуэт мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию.
Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №163.
Учебный предмет «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей в возрасте от 9,6 лет. Освоение программы начинается с 4 класса ДШИ.
При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 330 ч.; из них 132 ч. – аудиторные занятия, 198 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения музыкальных произведений.
Задачи учебного предмета:
- сформировать у учащихся комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- обеспечить учащимся знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
- обеспечить учащимся знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
- сформировать у учащихся навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
· подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно –познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно –иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
- разучивание ансамблевых партий;
- чтение с листа ансамблевой музыки (как правило, с преподавателем);
- слушание ансамблевой музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Ансамбль» требует наличия оборудованного учебного кабинета, оснащенного двумя фортепиано; зала для концертных выступлений; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |