ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗИЦИРОВАНИЕ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня особенно актуальны поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств, получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.
Умение музицировать дает возможность ученикам почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни образовательных школ, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в школе искусств.
Программа «Музицирование» создает наиболее благоприятные условия для закрепления навыков подбора по слуху, транспонирования, исполнительских навыков, полученных в классе специальности, а также для формирования навыка пения с аккомпанементом; способствует поддержанию у детей интереса к занятиям. Программа систематизирует теоретический и практический материал, предлагает конкретные пути и способы обучения, необходимые для того, чтобы учащиеся достаточно легко преодолевали теоретические и практические сложности, добиваясь ощутимых результатов.
Учитывая, что такие формы работы, как подбор по слуху и транспонирование, являются одной из эффективных способов развития музыкальных способностей учащихся, они представлены в программе на протяжении всех лет обучения, что способствует полноценному музыкальному развитию учащихся.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся. При сохранении предлагаемой последовательности освоения материала время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Программа предусматривает художественный материал разной степени сложности и вариантность творческих заданий.
Учебный предмет «Музицрование» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Срок освоения программы составляет пять лет. Реализация программы начинается с четвертого года обучения детей в ДШИ.
При реализации учебной программы «Музицирование» максимальная учебная нагрузка составляет 330 ч. ч.; из них 165 ч. – аудиторные занятия, 165 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета:
создание условий для формирования творческих потребностей учащихся в музицировании как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения, как одной из форм социальной адаптации.
Задачи учебного предмета:
- всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся,
- развитие у учащихся навыков подбора по слуху, транспонирования, пения с аккомпанементом, исполнения современных эстрадных пьес в облегченном переложении,
- достижение учащимися возможности художественного самовыражения и реализации полученных навыков,
- реальное осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса,
- повышение коммуникабельности учащихся, воспитание в них морально –этических принципов социального поведения,
- формирование эстетического вкуса учащихся, умения ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы, методы, подходы, методики и технологии:
- методики и технологии дифференцированного обучения учащихся разного уровня одаренности и развития,
- проблемно-поисковый метод обучения,
- комплексный подход в обучении,
- методики и технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества.
Формы:
- подбор по слуху (1-5 годы обучения),
- транспонирование (1-5 годы обучения),
- исполнение современных популярных эстрадных пьес в облегченном переложении (2-5 годы обучения),
- пение с аккомпанементом (4,5 годы обучения),
- участие в творческих и культурно – просветительских мероприятиях.
Реализация программы «Музицирование» требует оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (фортепиано, учебная мебель, аудиоаппаратура), зала для концертных выступлений, библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно – и аудиотеки.
Программа «Музицирование» согласуется:
- с программой по предмету «Сольфеджио», закрепляя и обобщая знания, полученные на теоретических предметах, помогая этим знаниям обрести форму практических умений;
- с программой по предмету «Специальность», закрепляя полученные в классе специальности исполнительские навыки, навыки транспонирования, подбора по слуху.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».
|