ОБЩАЯ СКРИПКА
программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебные планы музыкального отделения МОУДОД КДШИ предполагают «Предмет по выбору» (скрипка), в рамках которого осуществляется музыкальное воспитание и творческое развитие учащихся. Учебные планы определяют объём часов, отведенных для этого предмета. Программа «Общая скрипка» рассчитана на пять лет реализации из расчета одного академического часа в неделю.
В настоящую программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Методические рекомендации», «Список литературы».
Оптимальное решение задач музыкального воспитания возможно при индивидуальном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы положен принцип индивидуального подхода, учитывающий разноуровневость музыкальных способностей и подготовки учащихся музыкального, общеэстетического и хореографического отделений ДШИ.
Цель программы – воспитание учащегося – музыканта, активного слушателя, исполнителя, любителя скрипичной музыки.
Задачи: формирование у учащихся навыков:
- исполнения произведений из репертуара для скрипки,
- игры по слуху,
- подбора мелодии,
- чтения с листа,
- игры в ансамбле.
Воспитательные задачи программы
Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного скрипача должен стать системный подход, строящийся на:
- всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремления к самовыражению;
- последовательном развитии целостного музыкально-образного и скрипично-исполнительского мышления;
- общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.
Реализация воспитательных задач в классе скрипки становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложно-составными исполнительскими действиями скрипача и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.
Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДШИ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной мере - сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления, внутренней потребности к занятиям музыкой педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.
Формы контроля успеваемости.
В конце I полугодия проводится контрольный урок с оценкой (2-5 классы), в конце учебного года учащиеся сдают зачет с оценкой за исполнение.
Программа контрольного урока/зачета
1 класс
II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы.
2 класс
I полугодие: 2 разнохарактерные пьесы
II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы.
3 класс и последующие классы
I полугодие: 2 разнохарактерные пьесы
II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы или крупная форма
Оценки на зачетах выводятся по пятибалльной системе. В качестве зачетной формы можно рассматривать участие в концертах, лекциях-концертах, филармониях. При выведении итоговой (годовой) оценки учитывается:
- успеваемость учащегося в течение учебного года,
- оценки, полученные на контрольных уроках и зачете.
Критерии оценки обученности учащихся
Отсутствие каких-то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает суждение преподавателей об игре ученика. Характеристика, которую дает педагог своему ученику и его выступлению, должна стать определяющей для всей методической комиссии. Это представление должно быть всеобъемлющим, логически продуманным и методически обоснованным.
Предлагается следующая форма характеристики:
1. возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.
2. музыкальные и двигательные способности.
3. степень заинтересованности в учебе, интенсивность занятий.
4. степень сложности исполняемой программы.
Оценка выступления:
- общее впечатление (понравилось - не понравилось и почему);
- справился ученик с задачами или нет, выполнил установки педагога или нет (анализ причин);
- конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:
а) характер произведения,
б) соответствие стилю,
в) форма, наличие кульминаций,
г) фразировка,
д) штрихи, качество звука,
е) аппликатура
«5» безошибочное, уверенное исполнение, выразительная интонация, в случае остановки - умение продолжить и закончить произведение, сохранение темпа, фразировка; динамика; нюансировка, исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно.
«4» недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение; единичные нарушения ритмического рисунка; неточное исполнение темповых указаний; недостаточно яркий контраст f, р; недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение.
«3» слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, невыразительная интонация, незаконченное произведение; грубое нарушение ритмического рисунка; неверные приемы исполнения штрихов; исполнение одним динамическим оттенком; несоблюдение темповых указаний; невыразительное, неяркое исполнение.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая курс «Общая скрипка», учащиеся должны уметь:
- самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения;
- читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные);
- транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию;
- уметь играть в различных ансамблях и оркестрах.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально - чувственным восприятием и образным мышлением. |