Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для скрипачей [3]
Общеразвивающие программы для скрипачей нового образца [6]
Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Среда, 24.04.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для скрипачей » Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Общая скрипка" (7-летний срок обучения)
08.06.2015, 08:53

ОБЩАЯ СКРИПКА

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Учебные планы музыкального отделения МОУДОД КДШИ предполагают «Предмет по выбору» (скрипка), в рамках которого осуществляется музыкальное воспитание и творческое развитие учащихся. Учебные планы определяют объём часов, отведенных для этого предмета. Программа «Общая  скрипка» рассчитана на семь лет реализации   из расчета одного академического часа в неделю.

         В настоящую программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Годовые требования», «Требования на зачетах», «Примерный репертуарный список».

Оптимальное решение задач музыкального воспитания возможно при индивидуальном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем  способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы  положен принцип индивидуального подхода, учитывающий разноуровневость музыкальных способностей и подготовки учащихся музыкального, общеэстетического и хореографического отделений ДШИ.

Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала автор вносит в программу дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Автор акцентирует внимание на воспитательном аспекте, обозначает знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы,  даёт характеристику возрастных особенностей учащихся.

В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список  литературы изложен в алфавитном порядке, обогащен современными изданиями и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям. 

Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса «Общая скрипка» и для удобства использования программы в учебном процессе.

Цель программы – воспитание учащегося –музыканта, активного слушателя,   исполнителя, любителя  скрипичной музыки.

Задачи: формирование у учащихся практических навыков  музицирования:

  • игры по слуху,
  • подбора мелодии,
  • чтения с листа,
  • игры в ансамбле.

Воспитательные задачи программы

Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного скрипача должен стать системный подход, строящийся на:

  • всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремления к самовыражению;
  • последовательном развитии целостного музыкально-образного и скрипично-исполнительского мышления;
  • общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.

Реализация воспитательных задач в классе скрипки становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложно-составными исполнительскими действиями скрипача и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.

         Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДШИ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной мере - сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления, внутренней потребности к занятиям музыкой педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.

Формы контроля успеваемости.

         В конце I полугодия проводится контрольный урок с оценкой (2-7 классы), в конце учебного года учащиеся сдают зачет с оценкой за исполнение.

Программа контрольного урока/зачета

1 класс

            II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы.

2 класс

           I полугодие: 2 разнохарактерные пьесы

           II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы.

3 класс и последующие классы

                      I полугодие: 2 разнохарактерные пьесы

                      II полугодие: 2 разнохарактерные пьесы или крупная форма

         Оценки на зачетах выводятся по пятибалльной системе. В качестве зачетной формы можно рассматривать участие в концертах, лекциях-концертах, филармониях. При выведении итоговой (годовой) оценки учитывается:

  • успеваемость учащегося в течение учебного года,
  • Оценки, полученные на контрольных уроках и зачете.

Критерии оценки обученности учащихся

Отсутствие каких-то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает  суждение преподавателей об игре ученика. Характеристика, которую дает педагог своему ученику и его выступлению, должна стать определяющей для всей методической комиссии. Это представление должно быть всеобъемлющим, логически продуманным и методически обоснованным.

Предлагается следующая форма характеристики:

1. возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.

2. музыкальные и двигательные способности.

3. степень заинтересованности в учебе, интенсивность занятий.

4. степень сложности исполняемой программы.

Оценка  выступления:

  • общее впечатление (понравилось - не понравилось и почему);
  • справился ученик  с  задачами  или  нет, выполнил установки педагога или нет (анализ причин);
  • конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:

а) характер произведения,

б) соответствие стилю,

в) форма, наличие кульминаций,

г) фразировка,

д) штрихи, качество звука,

е) аппликатура

 «5» безошибочное, уверенное исполнение, выразительная интонация, в случае остановки - умение продолжить и закончить произведение, сохранение темпа,  фразировка; динамика; нюансировка, исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно.

«4» недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение; единичные нарушения ритмического рисунка; неточное исполнение темповых указаний; недостаточно яркий контраст f, р; недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение.

«3» слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, невыразительная интонация, незаконченное произведение; грубое нарушение ритмического рисунка; неверные приемы исполнения штрихов; исполнение одним динамическим оттенком; несоблюдение темповых указаний; невыразительное, неяркое исполнение.

Характеристика возрастных особенностей учащихся

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограниченна. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники- очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно-воспитательного процесса, которые складываются в средних классах (4-7), благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая курс «Общая скрипка», учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно исполнять  произведения;
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные);
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию;
  • уметь играть в различных ансамблях и оркестрах.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 465 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz