Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для скрипачей [3]
Общеразвивающие программы для скрипачей нового образца [6]
Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 29.03.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для скрипачей » Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Скрипка" (7-летний срок обучения)
08.06.2015, 10:09

СКРИПКА

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аналитический блок. Настоящая программа (автор - преподаватель скрипки МОУ ДОД ДШИ Мальнева Т.Ю.) является первой редакцией программы «Скрипка» для учащихся струнного отделения (срок реализации - 7 лет), составленной в 2004 году на основе программы «Скрипка, виолончель» для детских музыкальных школ искусств, утвержденной Министерством культуры СССР в 1989 г. Потребность в разработке объясняется необходимостью учитывать в повседневной педагогической практике индивидуальные особенности каждого ребенка, обучающегося на струнном отделении.

Принципиальное переустройство жизни российского общества на основе коренных изменений экономических и социальных факторов оказывает существенное - и не во всем позитивное - влияние на условия деятельности учреждений дополнительного образования и, в частности, музыкальных школ. Среди явлений, сопутствующим этим изменениям, характерными стали недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования личности, снижения интереса к художественному образованию подрастающего поколения. Переосмысление жизненных приоритетов, характерное в новых условиях для взрослых, отражается и на детях. Этот процесс в немалой мере сказывается на их мотивациях как обучения в музыкальной школе, так и овладения профессией музыканта.

Не менее значительным фактором негативного воздействия на условия деятельности ДМШ является существенное уменьшение здоровых детей среди школьников. Массовое распространение у детей дошкольного и школьного возраста нарушений двигательно-моторного и психофизического характера, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, сформированных вкусов и потребностей усложняют процесс освоения учащимися образовательных программ ДМШ. К тому же, постоянное увеличение нагрузок в общеобразовательных школах значительно сокращает объём свободного времени и физических возможностей учащихся, что отзывается, в том числе, и уменьшением числа детей, обращающихся к музыкальному образованию. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в школу практически всех желающих, и поэтому в последнее время в контингенте ДМШ отмечается значительное увеличение учащихся с минимальными музыкальными данными. Эти обстоятельства серьёзно осложняет выполнение основных задач ДМШ.

Преподаватели не в праве отталкивать даже не очень одаренных в музыкальном отношении детей, т.к. основными задачами ДШИ по-прежнему остаются:

  • развитие индивидуальных музыкальных способностей ученика на основе их тщательного, всестороннего выявления;
  • формирование структур творческого мышления;
  • активизация творческой инициативы и самостоятельности;
  • нахождение наиболее эффективных путей воспитания профессиональных навыков и исполнительских качеств в тесной связи со специфической одаренностью ученика;
  • развитие музыкальной фантазии и памяти;
  • формирование воли, настойчивости, внимания, эмоциональности и ряда других черт характера, необходимых для деятельности исполнителя и педагога.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.

Отсюда, в основу настоящей программы положен принцип дифференцированного подхода к обучению детей. Так же автор вносит в документ некоторые изменения, коснувшиеся оформления программы с учетом современных требований. Пояснительная записка включает в себя три блока: аналитический, конструктивный, информационный; дополнены репертуарные списки, пересмотрены формы контроля успеваемости, обозначены критерии оценки обученности учащихся,  значительно обогащен список рекомендуемой литературы.

Конструктивный блок.

         Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе - один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.

Отличительная особенность данной программы в том, что она построена с учетом условного разделения учащихся ДШИ на 3 группы:

1. группа «А» - учащиеся, которые в перспективе могут продолжить музыкальное образование в средних специальных учебных заведениях.

2. группа «В» - учащиеся со средними, поддающимися развитию, и хорошими музыкально-слуховыми данными.

3. группа «С» - учащиеся со слабыми музыкальными и физическими данными, с замедленным умственным развитием.

В каждой группе - свои цели и задачи музыкального образования.

Группа «А»

Цель: воспитание потенциального музыканта-профессионала.

Задачи:

  • активизация всей эмоционально-слуховой сферы;
  • интенсивное техническое развитие;
  • увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
  • воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами;
  • воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.

Группа «В»

Цель: воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности.

Задачи:

  • формирование художественно-эстетического вкуса на лучших образцах классической и современной музыки;
  • максимально возможное развитие скрипичных способностей и технических навыков исполнительства;
  • выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;
  • воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
  • овладение навыками концертного выступления и освоения навыков коллективного музицирования.

Группа «С»

Цель: воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

Задачи:

  • привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
  • формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных для любительского музицирования,
  • воспитание навыков домашнего музицирования,
  • накопление музыкальных впечатлений.

Условное деление учащихся на группы начинается со второго года обучения.  Настоящая программа ориентирована на учащихся ДШИ семилетнего срока обучения.

Воспитательные задачи программы:

Реализация воспитательных задач в классе скрипки становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложно-составными исполнительскими действиями скрипача и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.

Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДМШ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной, сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления внутренней потребности к занятиям музыкой, педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.

Одну из возможностей дифференциации форм и средств обучения для учащихся с различными уровнями способностей открывает сочетание методов обучения, базирующихся как на принципе сольного музицирования (лежащего в основе ныне действующих программ), так и на принципе совместно-разделенного музицирования, применяемого в коллективно-групповых формах обучения и, в том числе, в форме «учитель-ученик».

Совместное музицирование ученика и педагога призвано стимулировать подстройку внутренних приспособительных механизмов учащегося к условиям и требованиям игрового процесса. Дополняемое словесными пояснениями, исполнение педагога направляет внимание ученика на особенности звучания произведения и необходимые для его воплощения двигательно-игровые приемы. Одновременно педагог берет на себя восполнение недостающих у ученика компонентов образно- художественного, музыкально-звукового и организационного плана. В результате суммарная масса звучания такого ансамбля сама оказывается эффективным воспитательным средством.

В обстановке совместного исполнительства учебная работа предстает одной из форм воплощения ученика. Такой подход к учебному процессу открывает большие возможности для реализации творческих способностей и потребности самовыражения учащегося.

Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного скрипача должен стать системный подход, строящийся на:

  • всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремления к самовыражению;
  • последовательном развитии целостного музыкально-образного и скрипично-исполнительского мышления;
  • общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.

Формы контроля успеваемости:

Успеваемость учащихся в игре на инструменте определяется по результатам выступлений на контрольных уроках, зачетах, академических концертах. Участие в конкурсах, а также в публичных концертах (при условии соответствия программы выступления требованиям академических проверок), приравнивается к выступлению на академическом концерте.

В I четверти (начиная со второго класса) проводится технический зачет (с оценкой), на котором исполняются  гамма, этюд (свободная форма исполнения).

В конце первого полугодия проводятся:

  • академический концерт (2-6 классы), в котором исполняются две разнохарактерные пьесы (либо крупная форма, начиная с 4 класса).
  • прослушивание выпускников (7 класс): крупная форма, две разнохарактерные пьесы (по нотам).

В III четверти проводятся:

  • творческий зачет (2-7 классы). Программа зачета: самостоятельно выученное произведение (либо подбор по слуху), чтение с листа, термины;
  • прослушивание учащихся 1 класса (2 разнохарактерные пьесы).

В IV четверти проводятся:

  • прослушивание выпускников (7 класс): крупная форма, две разнохарактерные пьесы (наизусть),
  • академический концерт (1-6 классы), в котором рекомендуется исполнение двух разнохарактерных пьес (1 класс), 2-6 классы - произведения крупной формы (возможна замена двумя пьесами - кантиленного и технического характера для учащихся гр. С).

С учетом индивидуального планирования учебной программы учащихся возможна взаимозаменяемость содержания академических проверок (при условии сохранения общего количества исполняемых произведений).

В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертные оценки, выставляемые педагогом, на основании которых, а также результатов академических проверок, выводится итоговая (переводная) оценка.

Критерии оценки обученности учащихся

Отсутствие каких-то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает  суждение педагога об игре ученика. Требования к оценке успехов учащихся должны быть общими для всех, потому что в дифференцированном подборе программы уже учтены разные музыкальные данные учащихся. Характеристика, которую дает педагог своему ученику и его выступлению, должна стать определяющей для всей аттестационной педагогической комиссии. Это представление должно быть всеобъемлющим, логически продуманным и методически обоснованным. Преподаватель должен доказать правомерность предлагаемой им оценки и, если всё представлено профессионально, то, без сомнения, комиссия согласится с аргументами педагога.

Предлагается следующая форма характеристики:

  1. возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.
  2. музыкальные и двигательные способности.
  3. степень заинтересованности в учебе, интенсивность занятий.
  4. степень сложности исполняемой программы, её соответствие учебной программе и возможностям ученика.

Уровень сложности программы

Группа «А» - обязательное соответствие программы классу учащегося;

Группа «В» - допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом;

Группа «С» - индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

Оценка самого выступления:

  • общее впечатление (понравилось - не понравилось и почему);
  • справился ученик с задачами или нет, выполнил установки педагога или нет (анализ причин);
  • конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:

а) характер произведения,

б) соответствие стилю,

в) форма, наличие кульминаций,

г) фразировка,

д) штрихи, артикуляция, качество звука,

е) аппликатура.

Шкала оценивания обученности по классу скрипки.

Грамотность исполняемого текста

«5» безошибочное, уверенное исполнение, выразительная интонация, в случае остановки - умение продолжить и закончить произведение, сохранение темпа, использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.); фразировка; динамика; нюансировка.

«4» недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение; единичные нарушения ритмического рисунка; неточное исполнение темповых указаний; недостаточно яркий контраст f, р.

«3» слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, невыразительная интонация, незаконченное произведение; грубое нарушение ритмического рисунка; неверные приемы исполнения штрихов; исполнение одним динамическим оттенком; несоблюдение темповых указаний.

Техническое владение текстом

«5» учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами; пальцевая техника левой руки (отскок, падение, переброска, хроматическое движение, флажолеты); грамотное распределение смычка; координация рук; четкая артикуляция.

«4» отдельные приемы и виды техники требуют отработки, недостаточно хороший контакт с инструментом, нет опоры в пальцах.

«3»  «безопорная» игра, нет контакта с инструментом, слабая координация рук.

Музыкально-художественная выразительность исполнения

«5» исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно.

«4» недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение.

«3» невыразительное, неяркое исполнение.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • Карточки - ребусы для освоения нотной грамоты;
  • Аудиотехника;
  • Компактдиски;
  • Аудиокассеты;
  • Грампластинки;
  • Нотная литература для учащихся;
  • Популярная литература о музыке для учащихся;
  • Методическая литература для преподавателей.

Информационный блок

Принципы индивидуального подхода к ученику.

Индивидуальный подход включает в себя три аспекта:

  • всесторонне узнать ученика, выявить грани его способностей, таланта, характер, черты личности;
  • хорошо знать психологические аспекты общения в классе,    психологическую сторону овладения навыками игры на инструменте, поведения на эстраде;
  • уметь индивидуально подходить к ученику, влиять на него целенаправленно, развивая его самооценку, стремление к совершенствованию, умение заниматься самостоятельно.

Классификацию учащихся можно осуществлять по шести группам наиболее характерных особенностей, проявляющихся в работе с учениками, а также по методам воздействия, которых можно придерживаться в различных случаях педагогической практики.

Первая группа: учащиеся, обладающие инициативностью и самостоятельностью в работе, хорошо схватывающие и развивающие указания педагога, проявляющие широкий интерес к музыке и культуре.

Вторая группа: учащиеся, плохо обобщающие художественные и методические указания педагога, не переводящие его конкретные замечания в более широкий контекст. В этом случае важно уметь сконцентрировать внимание ученика на главном, не отвлекаясь чрезмерной детализацией и нагромождением мелких и мельчайших частностей. Метод зубрежки и натаскивания в таких случаях очень вреден, т.к. он хотя и дает некоторый эффект, но вместе с тем действует по линии наименьшего сопротивления, а по существу потакает слабым сторонам ученика. Главное здесь — выявить основные недостатки, поставить определенную цель и указать способы её достижения.

Третья группа: учащиеся, не умеющие довести работу до конца при легком и быстром усвоении материала. Они весьма способны, но у них необходимо воспитывать целеустремленность и упорство в работе, волю и настойчивость в преодолении трудностей, связанных с достижением определенной художественной цели. Одна или несколько по-настоящему отделанных и с успехом сыгранных на эстраде пьес окажут в этом смысле решающее воздействие.

Четвертая группа: учащиеся, с повышенной эмоциональностью, неустойчивостью внимания. Нужно дополнительно укреплять ритмическую сторону игры, предварительное изучение сочинения за фортепиано, что поможет добиться в своем исполнении большей устойчивости и цельности.

Пятая группа: учащиеся, которые проявляют в игре пассивность, флегматичность, нет нужной энергии и эмоциональности. Здесь особую роль играет подбор соответствующего репертуара, на котором можно постепенно развить эмоциональную сторону исполнения. Большое значение имеет работа над динамикой, над акцентами, придающими исполнению характер живости и энергии.

Шестая группа: учащиеся, обладающие повышенной нервозностью, неустойчивым психическим состоянием, неуверенность в себе и неумением владеть собой. В качестве педагогического воздействия полезны частые выступления, проигрывание на уроках произведения в темпе, без остановок с начала до конца. Зачастую ошибки являются следствием преувеличенной фиксации внимания на отдельных технических трудностях, пассажах. Можно рекомендовать метод отвлечения внимания, переключения его на моменты художественной интерпретации. Это поможет уйти от неверной психологической настройки.

В чистом виде эти характерные черты встречаются не всегда. Иногда наблюдается сочетание в одном ученике самых разнообразных качеств. Это обстоятельство показывает, насколько гибкими должны быть методы руководства, применяемые сообразно индивидуальным особенностям каждого ученика.

Итоговые требования

По окончании ДМШ выпускники должны:

  1. Уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы.
  2. Владеть на уровне требований программы школы умениями играть в ансамбле, читать ноты с листа и подбирать по слуху.
  3. Обладать общим музыкальным развитием и знаниями в области музыкального искусства на уровне требований программ школы. Уметь анализировать исполняемые произведения.

Итоговая оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, активность работы учащегося на протяжении обучения в школе.                                              

Характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны:

  1. Уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту.
  2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
  3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
  4. Работоспособность, собранность.
  5. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
  6. Успехи к концу года.
  7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

Категория: Общеразвивающие программы для скрипачей старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 760 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz