ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ СКРИПКА»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое место в учебных планах ДШИ занимает предмет по выбору «Дополнительный музыкальный инструмент». Содержание учебного предмета «Общая скрипка» адаптировано к специфике образовательного процесса в школе и рассчитано на дифференцированный и личностно-ориентированный подход в работе с учащимися. Исполнение классических и популярных произведений, освоение навыка подбора по слуху, игра в ансамбле, воспитание навыков домашнего музицирования, накопление музыкальных впечатлений – все это способствует формированию общей музыкальной культуры учащихся, расширению личностного и общегуманитарного диапазона каждого ученика. Главный акцент ставится на музицировании, творческом развитии учащихся с тем, чтобы в конечном итоге, они приобрели навык самостоятельного музицирования на скрипке.
Учебный предмет «Общая скрипка» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Общая скрипка» максимальная учебная нагрузка составляет 526 ч.; из них 263 ч. – аудиторные занятия, 263 ч. –самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения аудиторных учебных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: овладение скрипкой как вторым инструментом (дополнительным к основному), расширение музыкального кругозора учащихся, формирование у них художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки.
Задачи учебного предмета:
· развитие музыкальных способностей учащихся,
· формирование у учащихся основных исполнительских навыков игры на скрипке, навыков ансамблевой игры, чтения с листа, подбора по слуху, самостоятельной работы над произведением,
· формирование у учащихся необходимых навыков самостоятельного музицирования,
· формирование личности юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно – познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно –иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- Организация игрового аппарата (упражнения);
- Подбор музыки по слуху;
- Чтение с листа;
- Разбор и выучивание нового репертуара;
- Игра в ансамбле;
- Освоение музыкальной грамоты;
- Воспитание навыков самостоятельной работы (выучивание наизусть).
Реализация программы «Общая скрипка» требует наличия: оборудованного учебного кабинета; необходимого количества музыкальных инструментов; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиотехники.
Также необходимо осуществление теснейших связей предмета «Общая скрипка» и теоретических дисциплин. Один из видов работы на уроке сольфеджио – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора. Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе по слуху на уроках «Общей скрипки».
Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |