ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СКРИПКА»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» является базовой дисциплиной, которая закладывает фундамент исполнительского мастерства и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения музыканта.
Занятия в специальном классе предусматривают совершенствование навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшего продолжения образования в средних учебных заведениях культуры и искусства.
В классе специального инструмента учащийся изучает инструктивный материал, готовит к концертному исполнению произведения разных стилей, жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов, обработки народных песен и танцев. В классе специального инструмента развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских принципов, самостоятельности мышления.
Программа учебного предмета «Скрипка» (специальность) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 164.
Учебный предмет «Скрипка» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Скрипка» максимальная учебная нагрузка составляет 1777 ч. ч.; из них 592 ч. – аудиторные занятия, 1185 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: обучение ребенка приемам игры на скрипке, воспитание всесторонне развитой личности учащегося, нацеленной на достижение успеха.
Задачи учебного предмета:
- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- формирование у обучающегося комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности скрипки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- ознакомление обучающегося с репертуаром для скрипки, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
- ознакомление обучающегося с художественно-исполнительскими возможностями скрипки;
- формирование у обучающегося знания профессиональной терминологии;
- формирование у обучающегося умения читать с листа музыкальные произведения,
- формирование у обучающегося: навыков по воспитанию слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- формирование у обучающегося навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- развитие у обучающегося творческой инициативы, формирование представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- развитие у обучающегося музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- формирование у обучающегося навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста,
- подготовка одаренных учащихся для продолжения профессионального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
- метод поэтапности освоения инструмента, постепенности и последовательности обучения,
- метод развития творческого начала обучающегося,
- метод совершенствования скрипичной техники,
- метод овладения исполнительским мастерством,
- слуховой метод обучения,
- проблемно-творческий метод обучения,
- метод диагностики музыкального развития обучающегося,
- метод развития музыкальных способностей,
- общепедагогические методы: наглядный, словесный, практический.
Формы:
- работа с репертуаром,
- чтение с листа (эскизное проигрывание),
- подбор по слуху,
- игра в ансамбле,
- сольное музицирование,
- концертное выступление.
Реализация программы «Скрипка» требует наличия пианиста-концертмейстера, оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (комплект инструментов «Скрипка», фортепиано, учебная мебель, аудиоаппаратура, пульты), зала для концертных выступлений, библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно- и аудиотеки.
Программа предполагает тесную взаимосвязь между всеми предметами, которые преподаются в ДШИ: хором, сольфеджио, музыкальной литературой, ансамблем. Педагог специального класса должен использовать особенности каждого предмета в общих целях музыкального воспитания и образования ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы в классе специального инструмента как бы концентрировались результаты всей учебно-образовательной работы, педагогические усилия преподавателей всех дисциплин, практически применялись знания, полученные детьми на всех остальных уроках. Теория всегда должна подкрепляться практикой, иначе восприятие материала окажется пассивным. Зная, какие темы в данный момент проходят на уроках сольфеджио, что поют дети на уроках хора, о чем идет речь на уроках музыкальной литературы, преподаватель специальности может комплексно строить весь процесс обучения.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».
|