ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ (скрипка)»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Большое значение в камерно-инструментальной музыке придается коллективным формам музицирования, поэтому не случайно «Ансамбль» является одним из основных предметов учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты».
Игра в ансамбле, как нельзя лучше, дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра: это искусство вести с ним диалог, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на скрипке.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей и авторов. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).
На уроке ансамбля многогранно развивается и личность учащегося; воспитываются такие исполнительские качества как артистизм, музыкальное мышление, интонирование. Нередко на уроке специальности ученик не в состоянии раскрыться (плохо интонирует, зажимается, плохо запоминает текст). А на уроке ансамбля, вместе с другими детьми, он становится другим. Зачастую, прислушиваясь к соседу, ученик начинает чище интонировать, чувствуя коллективную ауру, начинает раскрепощаться. Слыша грамотную фразировку, он начинает правильно ориентироваться в тексте, в штрихах, в двухголосии. Он ощущает, что зажатость ему мешает, и сам начинает творчески подходить к решению тех или иных задач.
Поэтому, выстраивая урок ансамбля, следует исходить из позитивного отношения к каждому его участнику. Как бы слабо ни был подготовлен ученик, в ансамбле он должен чувствовать себя уверенно, не бояться, что у него что-то не получится. Таким образом, создается доброжелательная атмосфера, в которой ученик благоприятно развивает в себе то, что заложено в нем от природы.
Ансамбль скрипачей - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует у них человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в ансамбле предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения скрипачей - солистов.
Программа учебного предмета «Ансамбль (скрипка)» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №164.
Учебный предмет «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей в возрасте от 9,5 лет. Освоение программы начинается с 4 класса ДШИ.
При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 412,5 ч.; из них 165 ч. – аудиторные занятия, 247,5 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: выявление и развитие творческой личности учащегося на основе воспитания высоких музыкально-исполнительских качеств в классе ансамбля.
Задачи учебного предмета – сформировать у обучающихся:
- комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
- метод поэтапности освоения инструмента, постепенности и последовательности обучения,
- метод развития творческого начала обучающегося,
- метод совершенствования скрипичной техники,
- метод овладения исполнительским мастерством,
- слуховой метод обучения,
- проблемно-творческий метод обучения,
- метод диагностики музыкального развития обучающегося,
- метод развития музыкальных способностей,
- общепедагогические методы: наглядный, словесный, практический.
Формы:
- разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
- разучивание ансамблевых партий;
- чтение с листа ансамблевой музыки (как правило, с преподавателем);
- слушание ансамблевой музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Ансамбль» требует наличия оборудованного учебного кабинета, оснащенного комплектами инструментов «Скрипка», фортепиано и пультами; зала для концертных выступлений; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |