ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» способствует развитию музыкального мышления обучающихся, формирует музыкально-эстетическое восприятие, расширяет кругозор детей, воспитывает музыкальный вкус. На уроках «Слушания музыки и музыкальной грамоты» преподаватель формирует у обучающихся первичные знания:
- музыкальных жанров и основных стилистических направлений,
- лучших образцов мировой музыкальной культуры,
- основ музыкальной грамоты,
- основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве,
- наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
В курсе «Слушания музыки и музыкальной грамоты» решаются также общие задачи воспитания музыкального слуха, необходимого музыкантам всех специальностей.
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства входит в предметную область «Историко-теоретическая подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести до девяти лет, составляет пять лет.
При реализации учебной программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» максимальная учебная нагрузка составляет 350 ч.; из них 175 ч. – аудиторные занятия, 175 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: создать предпосылки для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, воспитания культуры слушания и восприятия музыки, развития музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи учебного предмета - формировать у обучающихся:
- знание специфики музыки как вида искусства,
- знание музыкальной терминологии,
- знание основ музыкальной грамоты,
- умение эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальное произведение,
- умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм, мелодику несложных музыкальных фрагментов,
- основы аналитического восприятия обучающихся, осознания ими некоторых закономерностей организации музыкального языка;
- практические навыки обучающихся и умение использовать их в комплексе (при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования);
- вырабатывать у обучающихся слуховые представления.
Реализация программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» требует наличия: учебного кабинета (учебная мебель, доска, фортепиано, аудиоаппаратура), библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной, методической литературой и учебными пособиями; фоно – и аудиотеки, дидактического материала.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно – тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |