Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 18.04.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Слушание музыки" (срок обучения – 3 года)
15.06.2015, 07:08

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

программа для ДМШ и музыкального  отделения детских школ искусств

(срок обучения – 3 года)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая программа (авторы- преподаватели теории музыки МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Н.Г. Екимова, Т.В. Лопатина) является первой редакцией программы «Слушание музыки» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации 3 года), составленной преподавателем теории музыки МОУ ДОД «Коркинская детская школа искусств» Л.Б. Адищевой в 2003 году на основе педагогических разработок Кусковой Т.В. ( г. Курган), Шафоростовой О.В.( г.Челябинск), Томашевой А.А. (г.Омск), Лисянской Е. ( г. Москва).

Опыт Е.Лисянской нашёл отражение в разработанных ею программе по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ и методике работы с учащимися. Программа Е.Лисянской опирается на жанровый принцип построения курса музыкальной литературы. По сравнению с государственной программой (1982г.), материал которой расположен в хронологическом порядке, она даёт возможность педагогу без увеличения времени занятий ознакомить учащихся с творчеством более широкого круга композиторов. Методика Е.Лисянской основана на проблемном изучении материала. Проблемное обучение относят к сфере развивающего обучения, которое предполагает развитие и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сфер личности. Автор методики группирует вопросы вокруг основных пяти тем: элементы музыкальной речи, характеристика тематизма, развитие тематизма, музыкальная форма, музыкальный образ.

Помимо классной работы, программа Е.Лисянской предполагает письменные домашние задания, которые носят теоретический характер и могут быть выполнены с помощью справочников, словарей, энциклопедий. Выбор произведений у Е.Лисянской идёт «от простого к сложному», т.к. обусловлен возрастными особенностями детского восприятия.

Учебное пособие « Разработка уроков и прописи для домашних заданий по музыкальной литературе» Шафоростовой О.В., преподавателя кафедры истории и теории музыки ЧИМ им. П.И.Чайковского, создано в помощь педагогам, ведущим музыкальную литературу в ДМШ и ДШИ, а также может быть использовано учащимися для домашней работы.

Из-за недостатка времени на уроках, автор предлагает использовать в работе так называемые « Прописи». Ученик, имея данное пособие, только отвечает на вопросы при домашней подготовке, и, читая конспект, вспоминает материал, пройденный в классе. После каждой темы предлагается домашнее задание. Таким образом, все вопросы, разобранные на уроке, все названия не забываются детьми, закрепляются дома, и, главное, на уроке появляется время для того, чтобы учиться говорить, думать, анализировать.

Программа Л.Б.Адищевой носит рекомендательный характер, в неё включены разделы: «Пояснительная записка», «Примерный тематический план», « Содержание трёхгодичного курса обучения», «Список используемой литературы».

В пояснительной записке составитель определяет цели и задачи предмета «Слушание музыки». Тематический план подчёркивает стремление к формированию крепкого фундамента слухового восприятия через образы природы, истории, детской музыки и сказки и, тем самым, подводит к изучению предмета «Музыкальная литература». Большим плюсом программы Л.Б.Адищевой является то, что она построена на произведениях, имеющихся в школьной видеотеке, и предполагает тесную взаимосвязь слушания музыки с живописью и литературой.

Программа преподавателей МОУ ДОД КДШИ Екимовой Н.Г. и Лопатиной Т.В. многое заимствует из программы Л.Б. Адищевой. Тем не менее, в ней есть, на наш взгляд, изменения. Они коснулись, прежде всего, содержания, объёма ряда тем, а также произведений для прослушивания. Так, из первого года обучения исключён раздел «Язык музыки», так как изучение подобной темы «Выразительные средства музыки» предполагается в курсе музыкальной литературы (1 год обучения). В теме «Сказка в музыке», мы считаем, должна быть определённая последовательность в изучении произведений, идущая от «простого - к сложному». Например «Образ Бабы- Яги» представлен вначале в фортепианной миниатюре, затем в симфонической. Далее тема «Сказка в музыке» рассматривается в опере и балете. Тема «Детская музыка» дополнена произведением М.Равеля « Матушка- гусыня».

В тематический план 3 года обучения (раздел «Природа в музыке») введены темы: «Образ моря в творчестве Н.Римского-Корсакова» и «Природа в русском романсе». Раздел «История в музыке» расширен за счёт изучения народных сцен в операх «Иван Сусанин» М.Глинки, «Князь Игорь» А.Бородина и «Борис Годунов» М.Мусоргского.

Завершает 3 год обучения тематический блок «Народное творчество», предполагающий первое знакомство с жанрами народных песен, которое продолжится в 4 классе в курсе « Музыкальная литература».

В пояснительной записке программы Екимовой Н.Г., Лопатиной Т.В. определены учебные и воспитательные задачи предмета «Слушание музыки», даны рекомендации по организации учебного процесса.

Особый раздел программы посвящён описанию её содержания, в котором подробно обозначены вопросы, которые преподаватель рассматривает в процессе изучения каждой темы.

«Методические рекомендации» выделены авторами настоящей программы в отдельный раздел. В нём даны практические рекомендации для преподавателей по формированию умений слушать музыку и рассказывать о ней.

Список рекомендуемой литературы изложен в алфавитном порядке. Вся указанная в списках литература имеется в библиотеке школы.

Предполагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие её от программы Л.Б. Адищевой, направлены на то, чтобы обогатить содержание курса «Слушание музыки» и сделать программу удобной для использования в учебном процессе. 

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой социально-эстетической основе многочисленные традиции русской музыкальной культуры, присущий ей и исключительно высокий уровень требований. Однако кардинальные изменения, происходящие в российском обществе сегодня, сказываются и на деятельности музыкальных школ. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности. Созданные в последнее десятилетие новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания- свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования.

Задача педагогов музыкальной школы - облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растёт подрастающее поколение. Музыка, которую дети слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует их духовные наклонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, привить правильные ценностные ориентиры.

Цель программы: воспитание учащегося - активного, грамотного  слушателя и любителя музыкального искусства.

Задачи программы

формирование у учащихся:

  • первоначальных навыков слухового анализа музыкальных произведений, музыкального мышления, умения слушать музыку и рассказывать о ней,
  • активных музыкальных представлений,
  • музыкального кругозора,

воспитание у учащихся:

  • интереса и любви к музыке, умение видеть и понимать прекрасное,
  • слушательской культуры,
  • потребности слушать музыку и высказывать свое мнение об услышанном,
  • уважительного отношения к музыкальной культуре русского народа, к музыкальному наследию народов других стран.

Преподавателю следует стремиться сделать общение с музыкой эстетической потребностью ребенка, а также дать учащемуся необходимую базу слухового восприятия через сказку, образы природы, через детскую музыку, историю в музыке и подготовить его к изучению курса музыкальной литературы.

Организация учебного процесса

На основе образовательной программы преподаватель организует работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования учебного процесса. Рабочими планами по слушанию музыки являются учебно- тематические. В них указываются темы уроков и количество часов, отведенных на их изучение. В конце каждой четверти, как правило, планируется итоговый урок по пройденному материалу, который, чаще всего, проводится в виде беседы, обучающей игры и музыкальной викторины. На втором и третьем году обучения итоговые уроки в конце года проводятся в виде письменной работы  (ответы на вопросы и музыкальная викторина).

         Учебно - тематический план является обязательным документом, когда как поурочные планы и конспекты уроков разрабатываются преподавателем в зависимости от необходимости.

Урок по слушанию музыки является коллективной формой обучения, проводится один раз в неделю ( академический час). Общее количество часов за 3 года- 105; количество часов в год- 35.

Подобно урокам по музыкальной литературе, уроки по слушанию музыки следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей, сочетаются все основные виды учебной  деятельности: изучение новой темы, закрепление нового материала, проверка усвоения знаний.

Контроль успеваемости учащихся на уроках слушания музыки

Объекты контроля:

  1. учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома (рисунки).
  2. наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого ученика в отдельности и группы в целом.                                                     

Главный критерий контроля- соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Формы контроля:

- групповой устный ( в виде беседы) или письменный опрос ( определение на слух фрагментов музыки).

Виды контроля:

- текущий контроль

- периодический контроль знаний (в конце четверти, а также в конце учебного года: 1 класс – устный опрос по пройденному материалу; 2 и 3 классы – письменная контрольная работа: ответы на вопросы и музыкальная викторина (на выбор преподавателя).

При оценке знаний и навыков по слушанию музыки рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподаватель должен убедиться, что учащиеся понимают музыку, правильно анализируют её и размышляют о музыке.

   Оценки по слушанию музыки выводятся в результате всестороннего наблюдения за работой детей.        

Критерии оценки обученности учащихся

«5»

Учащийся достаточно хорошо рассказывает о своих впечатлениях от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности, использованные композитором, определяет простейшие музыкальные жанры, хорошо запоминает и узнает музыку.

«4»

Учащийся может рассказать о своих впечатлениях от прослушанной музыки, определить характер произведения, жанровые особенности, допускает неточности в определении средств выразительности, иногда затрудняется перечислить их, не достаточно хорошо запоминает и не всегда точно узнает музыку.

«3»

Учащийся определяет характер произведения, но затрудняется перечислить использованные композитором средства музыкальной выразительности после прослушивания, неправильно определяет жанр произведения, скупо выражает свои впечатления от прослушанной музыки, не достаточно хорошо запоминает и не всегда точно узнает музыку.

«2»

Отсутствие умения рассказывать и элементарно анализировать музыкальное произведение на слух, учащийся  не запоминает и не узнает музыку.

Программа курса «Слушание музыки», в отличие от предмета «Музыкальная литература», не предполагает наличие большого информационного пласта (не изучаются биографии  композиторов, не разбираются подробно их произведения). Программа « Слушание музыки», в большей степени, опирается на образное содержание музыки, связана с изучением средств музыкальной выразительности.

         На доступных музыкальных примерах учащиеся знакомятся с календарно- обрядовыми праздниками, детским фольклором, народными инструментами. Всё это способствует духовному росту ребёнка, расширению его кругозора.

         Программа « Слушание музыки» рассчитана на 3 года обучения.

Первый год обучения посвящён большой теме «Сказка в музыке». Учащиеся знакомятся с жанрами фортепианной и симфонической миниатюры, получают первоначальные знания о жанрах оперы и балета. Тематический блок «Сказка в музыке» изучается в 1 классе и двух четвертях 2 года обучения (51 час). Программа строится, в основном, на знакомстве с теми произведениями, которые есть в наличии в школьной видеотеке. С III четверти 2 года обучения начинается изучение тематического блока «Детская музыка» (19 часов). Учащиеся знакомятся с произведениями, специально созданными для детей.

         Третий год обучения по программе «Слушание музыки» включает 3 раздела: «Природа в музыке» (16 часов), «История в музыке» (10 часов) и «Народное творчество» (9 часов).

       Разбор предусмотренных программой произведений, осуществляемый комплексно - в единстве содержания и выразительных средств- знакомит учащихся с самой музыкой, развивает навыки обращения с ней, пополняет музыкальные знания.

        Перечень дидактических средств, используемых для реализации программы

  • Литература для преподавателей,
  • Компакт-диски,
  • Аудиокассеты,
  • Видеокассеты,
  • Пластинки,
  • Музыкальный центр,
  • Проигрыватель,
  • Компьютер,
  • Репродукции картин,
  • Портреты композиторов,
  • Тесты,
  • Инструмент «фортепиано».

Характеристика возрастных особенностей учащихся

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограниченна. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники - очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы

Оканчивая курс, учащийся:

  • умеет внимательно слушать музыкальное произведение,
  • владеет элементарными навыками рассказывания и  анализа музыкальных произведений,
  • испытывает потребность в общении с музыкальным произведением и желание высказать свое мнение об услышанном.
Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1449 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz