Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Среда, 24.05.2017, 22:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Современная музыка" (срок обучения – 1 год)
15.06.2015, 09:04

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

программа для ДМШ и музыкального  отделения детских школ искусств

(срок обучения – 1 год)

 

Пояснительная записка

История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для учащихся «Коркинской детской школы искусств», а между тем двадцатый век называют веком музыки.  Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить ощущение эпохи, ее духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоев общества. Музыканты прошлого XX столетия  ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важным выражать идеи и мировоззрения своего поколения, этнической и общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы – как созидательные, так и разрушительные.

Среди аудитории учащихся КДШИ есть поклонники рок- и поп- музыки, джаза. С одной стороны, подростки очень интересуются современной музыкой, с другой – не имеют возможность реализовать этот интерес в рамках базовых предметов школы. Поэтому главная функция курса «Современная музыка» - создать условия для реализации этого интереса.

В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров  следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня и др.).

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, рэп, диско и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как произведения джаза, рок-музыки, киномузыки, латиноамериканской музыки, кантри, авторской песни, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

В этой связи мы считаем необходимым разработку специального курса «Современная музыка», предусматривающего изучение широкого круга  явлений, происходящих в современной музыкальной культуре.

Целью программы «Современная музыка» является ознакомление учащихся с основными направлениями современной музыки и творческими достижениями музыкального искусства XX- начала XXI  веков.

Задачи программы:

  • изучение творческих явлений в музыке XX- начала XXI  веков,
  • формирование у учащихся способностей эстетического восприятия, обоснованного суждения и критической оценки явлений в области современной музыки, понимания произведений музыкального искусства различных стилей и жанров,
  • расширение общеэстетического и культурного кругозора учащихся,
  • воспитание  у учащихся музыкального вкуса.

Программа «Современная музыка»  устанавливает срок реализации 1 год и предназначена для учащихся 7 (5) классов образовательной программы «Эстрадное пение».  Программа может быть также рекомендована для освоения одноименного предмета по выбору выпускниками музыкального, художественного, хореографического, эстетического отделений.

Организация учебного процесса

На основе учебной  программы преподаватель организует всю работу по предмету «Современная музыка». Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса. По своему содержанию рабочие планы по предмету «Современная музыка» являются календарно- тематическими. В них указываются даты проведения уроков, содержание занятия в виде наименования темы и количество часов, отведенных на каждую тему. В конце каждой четверти, как правило, планируется итоговый урок по пройденному материалу. Календарно- тематический план является обязательным документом, когда как поурочные планы и конспекты уроков разрабатываются преподавателем по необходимости.

Работа школьников  в классе должна быть соответствующим образом организована. Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ - урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок по предмету «Современная музыка» является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы ДШИ устанавливают состав учащихся в группе, в среднем, 10 человек. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Должны быть предусмотрены перемены между уроками  для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.

Уроки по предмету «Современная музыка» следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей, и в различных вариантах сочетаются все основные виды учебной деятельности: опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, его закрепление, проверка усвоения знаний и навыков, объяснение домашнего задания. На уроке должно быть предусмотрено время для прослушивания всей необходимой музыки. Кроме того, практикуются контрольные  (итоговые) уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.

          Привлечение для исполнения музыки самих учеников следует рассматривать как средство для проявления творческой активности подростков, для формирования их эмоциональной сферы. С этой же целью, помимо уроков, учащимся предлагаются такие формы учебной работы, как концерты, конкурсы эстрадной песни различного уровня.

Методические указания по основным формам работы в курсе «Современная музыка»

Музыкальная культура подростков в сфере массовой музыки формируется под влиянием двух факторов - средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что в конечном итоге приводит к потреблению музыкальной продукции низкого эстетического качества.  Главная задача музыкальной педагогики сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у подростков высокой музыкальной культуры. Сформировать высокую музыкальную культуру означает:

  • воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальных ценностей;
  • дать учащимся знания музыкально-теоретического и эстетического характера, научить их самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях;
  • сформировать у учащихся навыки  активно-творческой деятельности.

Музыка массовых жанров может быть использована в качестве фактора формирования у подростков музыкальной культуры лишь при условии целенаправленного педагогического влияния. Основные формы педагогической деятельности по формированию у подростков музыкальной культуры:

  • урок  как специально организованная форма педагогической деятельности;
  • концерты, конкурсы как формы повышения творческой активности подростков.

Программа «Современная музыка» должна учитывать явления, происходящие в современной массовой музыке. При этом особое внимание необходимо уделять музыкальным образцам, апеллирующим к национальным корням.

Преподавателю предмета «Современная музыка» следует самому хорошо ориентироваться в разновидностях массовой музыки.

Эффективное формирование у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров может быть достигнуто путем разработки поэтапной системы обучения, предполагающей создание у подростков установки на восприятие музыки массовых жанров, формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности во внеурочное время.

Отсюда, можно выделить следующие принципы формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров:

I. Поэтапность, постепенность.

1) подготовительный этап, предполагающий использование образцов популярной музыки (диско, электро-поп,  рэп, хип-хоп, танцевальные направления рок-музыки и т.п.), пользующихся популярностью в подростковой среде. Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения  — от уроков  до выступления на концертах, конкурсах исполнителей эстрадной песни различного уровня.  Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений массовой музыки — от диско  и рэпа до авангардного панк-рока. Чрезвычайно важным представляется акцент на образцы российской массовой музыки, опирающиеся на национальные корни.

2) информационно-познавательный этап, предусматривающий использование на уроках «Современная музыка», на  концертах и конкурсах, наряду с привлекательными образцами, более сложных произведений массовой музыки, требующих от учащихся более высокой музыкальной подготовленности.

3) развивающий  (активно-творческий) этап, предполагающий стимулирование у учащихся интереса к высокохудожественным образцам  массовой музыки, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений.

II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков — стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях. Лекции цикла «Современная музыка» должны излагаться в популярной, доступной для подростков форме. Каждая лекция должна предусматривать наличие музыкальных иллюстраций соответствующего содержания.

III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися цикла лекций «Современная музыка». При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Характеристика основных методов, форм, приемов  обучения, используемых на уроках «Современная музыка»

Объяснение. В курсе «Современная музыка» значительная часть учебного материала лучше всего усваивается учащимися из объяснений учителя. Методом объяснения нужно пользоваться постоянно. Объяснять приходится не только содержание материала, но также смысл и значение многих отдельных слов, словосочетаний, терминов, названий музыкальных произведений, исторических фактов, сложных понятий. В учебном материале ученикам должно быть всё ясно и понятно.

Объяснение – основной метод обучения, посредством которого осуществляется теоретическое познание. Объяснение, сопровождаемое показом музыкальных фрагментов, становится основным приёмом педагогического анализа музыкального произведения, помогающим слуховому восприятию и осмыслению музыки.

          Рассказ. Преподаватель курса «Современная музыка» должен владеть этим методом в совершенстве. Последовательное изложение в рассказе конкретных фактов, событий, явлений, картин в живой, эмоционально- образной манере составляет его основу.

          Успех рассказа учителя как метода обучения зависит и от подбора конкретного материала, обеспечивающего логичность изложения в сочетании с научной достоверностью, и от умения пользоваться различными средствами выражения. В рассказе хорошо соотносятся приёмы повествования и описания. Его оживлению служат эпизоды прямой речи, диалоги, постановка вопросов с последующими ответами. Рассказ может сопровождаться демонстрацией изобразительного материала (например, фотографий), включать декларацию стихов, чтение литературных фрагментов, объяснение отдельных слов и понятий.

          Как разновидность монологической речи, рассказывание представляет высокие требования к культуре устного слова учителя. Богатая лексика, умение разнообразно строить предложения, чёткая дикция, владение голосом, темповая и интонационная выразительность, образная и в меру использованная жестикуляция – всё это можно рассматривать как составные слагаемые педагогического мастерства.

          Беседа. Беседа как метод обучения применяется в школах при сообщении новых знаний, при закреплении и повторении ранее изученного и при проверке усвоения пройденного. В основе учебной беседы лежит обучающий диалог, строящийся в соответствии с дидактическими закономерностями. Здесь одна из сторон – преподаватель – играет активную, руководящую роль, определяя содержание, цель, направления и методы беседы.

          Метод беседы при изучении нового учебного материала требует таких вопросов учителя, поиски ответов на которые подведут учащегося к открытию, пониманию, усвоению и применению новых знаний. Диалогическая форма обучения зачастую тем и предпочтительней монологической, что в большей мере стимулирует активность учащихся, повышает их внимание на уроках, а с ним- и интерес к его содержанию, открывает простор к самостоятельным действиям. Беседа позволяет включать учащихся в различные виды учебной работы, она учит их думать, рассуждать, вспоминать, сопоставлять, предполагать. При воспроизведении в беседе уже пройденного учебного материала ошибки учащихся позволяют педагогу выявлять пробелы в усвоении знаний и принимать меры к их устранению. Внимательно выслушивать учащихся, пытаться понять логику их мышления в беседе – необходимое условие для установления такой коммуникативной связи между участниками диалога, которая обеспечит высокий познавательный уровень процесса обучения.

          Метод беседы применяется на уроках «Современная музыка» при изучении самого различного учебного материала.

          Демонстрация музыки. Она обеспечивает её непосредственное чувственное восприятие, служит источником знаний о самой музыке и выступает, в ряде случаев, как иллюстрация к объяснениям учителя.         

          Преподавателю следует помнить, что в подростковой аудитории техническое совершенство, качественность и полная исправность средств воспроизведения имеют исключительное значение. Технические погрешности могут подчас эстетический эффект превратить в комический. Брак в звучании всегда раздражает и утомляет слух, разрушая его собранность, вызывает досаду.

          У аудиозаписи множество преимуществ:

  • свободный от исполнения музыки педагог может сосредоточить своё внимание на восприятии подростков, помочь им слушать, в необходимых случаях тактично комментируя музыку;
  • становится доступным услышать вокальное сочинение в единстве музыки и слова, воспринимать любой инструментальный или вокальный тембр;
  • становится возможным знакомиться с творчеством музыкантов – исполнителей.

          Обращение к изобразительным средствам наглядности. К ним относятся  фотографии, слайды, кинофильмы, учебные передачи. Это дополнительные средства наглядности, расширяющие представления школьников об окружающем музыкальном мире. Опыт показывает, что слуховое восприятие подростков, подкреплённое изобразительными средствами наглядности, оказывается более ярким, глубоким и запоминающимся.

          Обучение эстетическому восприятию, слуховому анализу, формирование умения рассказывать о музыке. Эти процессы принадлежат к сфере практической методики, где имеют место специальные упражнения и приёмы, направленные на развитие внимания и слуха (обучение эстетическому восприятию,) на формирование и развитие умения отмечать в звучащей музыке её отдельные элементы, прежде всего, выразительные средства, объяснять их эстетический смысл и художественные закономерности (обучение слуховому анализу), на формирование культуры речи (рассказ о музыке). 

          Дискуссия как метод обучения основана на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

          Лекция – форма учебного занятия, главная задача которой – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес учащихся к учебной деятельности.  Преимущества лекции – это метод эмоционального воздействия преподавателя на учащихся, повышающий их познавательную активность. Требования к преподавателю: педагогическое мастерство, высокая речевая культура и ораторское искусство, учет психологии аудитории, закономерностей ее восприятия, внимания, мышления. Виды лекций: вводная, информационная, обзорная.

          Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой учащиеся представляют результаты самостоятельной работы с источниками, участвуют в обсуждении проблематики занятия.

          Тестовые задания – метод оценки знаний учащихся. Требования к составлению тестов:

  • тесты должны быть «закрытыми», то есть иметь варианты ответов,
  • краткость: вопрос должен занимать одну строку, вопрос должен быть абсолютно ясным,
  • варианты ответов: оптимальное их число -4-6; каждый вариант –не более одной строки.

          Эссе-метод контроля и проверки знаний учащихся. Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов, альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора ит.п.

Формы контроля знаний учащихся

Объективным показателем качества каждого учебного занятия, как и всей системой уроков по предмету «Современная музыка», является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их интеллектуального и музыкального развития поставленным задачам обучения.

Формы контроля:

  • индивидуальный устный или письменный опрос (дает возможность преподавателю обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися учебного материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух).
  • фронтальный устный  или письменный опрос (дает возможность преподавателю довольно быстро осуществить проверку знаний большинства учеников).

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся, так и при опросе),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков по пройденным разделам программы, как правило, по темам).
  • итоговая аттестация проходит в форме зачета. Зачет может проходить как в традиционной форме ответов на вопросы преподавателя, так и в форме выполнения самостоятельной работы (сообщения, творческие задания).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета, видом контроля.

При оценке знаний и навыков по предмету «Современная музыка» рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподавателю следует убедиться, что отвечающий: знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, владеет приемами учебной работы, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной и письменной формах. При оценке ответов учитываются также объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать из него основное и хорошо спланировать ответ, наличие и качество музыкально –слуховых представлений, количество и характер ошибок, дополнительные познания, самостоятельность, убежденность, темп ответа и т.п.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей по предмету, она должна не только оценивать знания по результатам самостоятельной работы дома, но и учитывать качество их труда в классе. В последнем случае появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество ответов.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам текущего опроса и обобщающей контрольной проверки. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Современная музыка» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Итоговые требования к выпускнику:

  • развитие интереса учащегося к эстетически ценным явлениям современного музыкального творчества, а также потребности общения с ним;
  • формирование у учащегося  способности эстетического восприятия музыкального искусства;
  • формирование у учащегося представлений об основных направлениях современной музыки и  творческих достижениях музыкального искусства XX  -начала XXI веков;
  • понимание произведений различных жанров и стилей современного музыкального искусства,
  • расширение общеэстетического и культурного кругозора учащегося.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно ориентироваться в разнообразии эстетических направлений и творческих принципах;

-анализировать музыкальные фрагменты и соотносить их с определенными направлениями музыки ХХ –начала веков;

- критически относиться к  образцам  современного музыкального искусства;

- аргументировать собственное мнение и оценку по поводу изучаемых музыкальных явлений;

-создавать творческие работы научной и художественной направленности (сочинение-рассуждение, реферат, отзыв и др.) как итог посещения  концертов, спектаклей, прослушивания соответствующих радио- и телепередач и т.д. 

Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz