Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Хоровой класс" (7-летний срок обучения)
08.06.2015, 13:20

ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является откорректированным вариантом программы «Хор» (срок реализации-7 лет) для музыкального отделения детских школ искусств, разработанной в 2004 году преподавателем МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» А.В. Лебедевой и отрецензированной доцентом кафедры хорового дирижирования ЧИМ им. П.И. Чайковского Н.Р. Кривовой.

Программа 2004 года была разработана на основе программы Министерства культуры СССР, 1984 г. Существенным изменением, вносимым А.В. Лебедевой в адаптированный вариант министерской программы, явился репертуар музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания на уроках хора, поскольку предлагаемый государственной программой репертуар на тот момент «устарел».

Программа 2004 года, помимо традиционных для образовательных программ сведений о содержании учебного материала, его объеме и порядке прохождения, расширена примерным репертуарным списком произведений для младшего, среднего и старшего хоров. Также в программу был внесен список нотных сборников для детей и методической литературы для преподавателей.

Недостатком программы 2004 года является пояснительная записка, где содержатся лишь общие сведения о предмете. Однако, согласно современным требованиям к оформлению программно – методической продукции, в пояснительную записку, помимо целевого компонента, необходимо внести следующие сведения: актуальность предмета, его место в структуре учебных дисциплин детской школы искусств, формы контроля успеваемости, критерии оценки обученности учащихся, перечень дидактических средств, информация о сроках реализации программы, характеристика возрастных особенностей учащихся, для которых предназначена программа, знания, умения, навыки на заключительном этапе реализации программы.

Автор настоящей редакции программы придерживается современных требований к оформлению программы, что делает ее более полной и удобной для использования в учебном процессе.

Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности детей является хоровое пение. Предмет «Хор» - одна из главных учебных дисциплин учебного плана музыкального отделения КДШИ. На хоровое занятие ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей, в воспитании у детей дисциплины и ответственности, сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.

Хоровые занятия должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально- хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности учащихся. Огромное значение в этом плане принадлежит репертуару: изучение на хоровых занятиях лучших образцов русской и зарубежной классики, народно- песенного творчества, произведений современных композиторов приводит детей к знакомству с истоками народной культуры, воспитывает в них умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, формирует у них гражданские чувства, патриотизм. Именно эти качества являются основными слагаемыми понятия «нравственность», а изучение классического наследия формирует общую культуру и воспитывает эстетический вкус детей.

Цель программы: воспитание учащегося –хориста, грамотного исполнителя, активного слушателя, любителя музыкального искусства.

Задачи:

  • развитие музыкальных способностей, слуховых и певческих навыков детей,
  • воспитание бережного отношения учащихся к голосовому аппарату,
  • углубление музыкально – теоретических знаний учащихся,
  • создание на уроках обстановки творческой активности,
  • повышение музыкально – эстетического уровня детей,
  • подготовка к ежегодным творческим отчетам.

Общая характеристика организации учебного процесса в хоровом классе.

Форма занятий хора на музыкальном отделении – групповая. Группы формируются с учетом голосовых данных и возраста учащихся. Хоровая группа, в среднем, 8-10 человек. При семилетнем обучении в школе искусств хор делится на три состава: младший хор (1 класс), средний хор (2,3,4 классы), старший хор (5,6,7 классы).

Количество часов в неделю, отводимых на занятия хора, должно соответствовать учебному плану школы искусств: 1 академический час – 1,2 классы, 1,5 академических часа – 3, 4 классы, 3 академических часа – 5,6,7 классы.

При обучении пению в хоре необходимо использовать следующие формы работы:

  • групповая,
  • индивидуальный опрос по партиям (пение сольфеджио, с текстом),
  • работа со слабоинтонирующими детьми,
  • пение в ансамбле по 2-3 человека,
  • пение a capella,
  • пение с сопровождением,
  • пение под фонограмму.

На протяжении всех лет обучения преподаватель должен следить за формированием и развитием вокально- хоровых навыков учащихся, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон и певческие возможности детей.

Большое значение на занятиях отводится воспитанию дисциплины и трудолюбия, сознательного отношения учащихся к овладению музыкальными знаниями.

Преподаватель планирует учебный процесс. В начале учебного года им разрабатывается годовой учебно-тематический план.

Учет успеваемости

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их  развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти).

Формы контроля:

  • индивидуальная и групповая проверка знания хоровых партитур,
  • концертная деятельность учащихся,
  • отрытые уроки,
  • конкурсы, фестивали.

Критерии оценки обученности учащихся по предмету «Хор»

1. Музыкальный слух.

«5»

Чистое интонирование по всему диапазону. Умение пользоваться внутренним слухом, точно повторить предложенную мелодию.

«4»

Недостаточно точное интонирование отдельных фрагментов, точное повторение предложенной мелодии с помощью преподавателя со второго прослушивания.

«3»

Относительно чистое интонирование по всему диапазону, умение частично повторить предложенную мелодию с нескольких прослушиваний.

«2»

Нечистое, фальшивое пение по всему диапазону, неумение повторить предложенную мелодию с нескольких прослушиваний.

2. Певческая установка.

«5»

Учащийся знает и соблюдает правила певческой установки (сидя и стоя), сохраняет ощущение внешней и внутренней подтянутости, корпус держит прямо, без напряжения, голова также держится прямо, не опускаясь вниз и не запрокидываясь назад.

«4»

Учащийся знает, но  не всегда соблюдает правила певческой установки, при внешней подтянутости коллектива у некоторых певцов отсутствует опора на обе ноги, опущена голова и т.д.

«3»

При пении учащийся не удерживает корпус в прямом положении, сутулится.

«2»

Несоблюдение правил певческой установки.

3. Певческое дыхание.

«5»

У учащегося- хориста дыхание свободное, естественное. Певческий вздох короткий, активный одновременно через рот и нос с ощущением полузевка. Перед началом пения присутствует краткая задержка дыхания. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания соответствуют темпу произведения. Выдох сохраняет вдыхательную установку: равномерный, продолжительный, на опоре. Учащийся умеет пользоваться всеми приемлемыми типами дыхания, в том числе, цепным дыханием.

«4»

У учащегося присутствует шумный вдох, отсутствует задержка дыхания.

«3»

У учащихся наблюдается вялый, поверхностный вдох клавикулярного типа, отсутствует задержка дыхания. Быстрота вдоха часто не соответствует темпу произведения. Выдох ускоренный, безопорный. Недостатки в использовании цепного дыхания.

«2»

Беспорядочность дыхательного процесса у учащегося, присутствие ключичного дыхания, приводящих к нарушению протяженности звучания, появлению звуковых провалов. Судорожное, поверхностное дыхание. Вдох шумный, перегружен, выдох ускоренный. Неумение распределять дыхание на всю мелодическую фразу.

4. Звукообразование, звуковедение.

«5»

Хорист применяет тот или иной способ звукообразования: мягкую, твердую или придыхательную атаку звука, адекватно характеру исполняемого произведения или его части. Начало атаки легкое, без толчков и зажима горла. При исполнении свободно владеет приемами звуковедения – легато, нон легато, стаккато.

«4»

В исполнении учащегося ощущается некоторая вялость при мягкой атаке звука или излишне резкое возникновение звука при твердой атаке. Недостаточно свободное владение приемами звуковедения.

«3»

В пении учащегося нарушается звуковедение легато при скачкообразном движении мелодии. Прослушивается неровность при исполнении легато, связанная с природой согласных звуков Б,П,К,Д,Т, которые прерывают вокальную линию. Вялость стаккато. Фрагментами- крикливое, форсированное пение.

«2»

Полное несоответствие характеру исполняемого произведения вида применяемого звукообразования, звуковедения. Форсированное пение на протяжении всего произведения.

5. Артикуляция.

«5»

Активная работа всех органов артикуляционного аппарата, отчетливое, фонетически определенное произношение слов. Достижение оптимальной организации работы артикуляционных органов, сохранение близкой или высокой вокальной позиции. В процессе пения растягиваются гласные, а согласные произносятся коротко.

«4»

При исполнении не всегда соблюдается единая манера артикуляции гласных.

«3»

Вялая работа внешних (губы, нижняя челюсть) и внутренних (язык, глотка, мягкое нёбо)  органов артикуляции у певца. Не всегда отчетливо произносятся отдельные слова, фразы.

«2»

Отсутствие активной работы артикуляционного аппарата. Не умение соблюдать единую манеру артикуляции гласных и растягивать их при пении, кратко, ясно произносить согласные.

6. Владение регистрами голоса.

«5»

Учащийся- хорист свободно владеет грудным, микстовым и фальцетным регистрами, исходя из возрастных возможностей и особенностей исполняемого произведения. Умело использует микстовое звучание для устранения «порога» при переходе в чисто грудной или фальцетный регистры. Учащийся умеет сознательно пользоваться звучанием того или иного регистра, исходя из особенностей тесситуры.

«4»

В исполнении хориста не всегда оправданно используется звучание какого- либо регистра по отношению к тесситурным условиям произведения.

«3»

При исполнении  учащегося отсутствует плавность, сглаженность при регистровых переходах. Неумение соединять певческие регистры.

«2»

Желательно не ставить.

7. Хоровой ансамбль и строй.

«5»

Ученик четко и ясно пропевает поэтический текст хоровой партии. Учащийся – хорист умеет петь вместе с другими хористами ритмически точно; умеет выдерживать темп или гибко изменять его при исполнении произведения. Звучание хоровых партий динамически уравновешенно, выверено в процессе пения, выразительно. Правильно интонируются созвучия интервалов и аккордов, образующихся в звучании хора. Хоровой коллектив имеет навыки корректировки звучания отдельных партий соответственно вертикальному строю.

«4»

В звучании хоровых партий изредка встречается динамическая неуравновешенность при наличии всех других ансамблевых компонентов. Присутствуют отдельные неточности в интонировании сложных фрагментов мелодии хоровой партии, влекущие за собой погрешности в вертикальном строе.

«3»

В исполнении присутствует неуравновешенность динамического звучания на протяжении фраз или более длительных построений, допускаются нарушения ритмического ансамбля, произношение неясное.

«2»

Отсутствует динамическая уравновешенность, ритмическая и дикционная совместность при исполнении. Неумение интонационно чисто петь созвучия интервалов и аккордов.

8. Художественно-выразительное исполнение произведения.

«5»

В исполнении учащегося –хориста присутствует рельефное выделение кульминаций во фразах, предложениях, подчинение частых кульминаций одной главной. Динамические оттенки разнообразно и полно отражают содержание и художественную образность произведения. Темп исполнения полностью соответствует авторским указаниям и способствует раскрытию структуры произведения в процессе исполнения. Учащийся – хорист при исполнении активен, поет в характере, эмоционально передавая настроения и образы произведения.

«4»

При исполнении отдельные построения не имеют рельефных кульминаций. Динамика и нюансировка некоторых фрагментов произведения лишены разнообразия. Темп, в целом, соответствует авторским указаниям. Пение учащегося достаточно эмоциональное.

«3»

В исполнении отсутствует яркая главная кульминация. Динамика однообразна, нюансировка часто невыразительна. Темп не всегда соответствует авторским указаниям и не способствует выявлению художественного образа. Пение учащегося-хориста невыразительное, пассивное, лишено артистизма или же форсированное, крикливое.

«2»

Желательно не ставить.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.

  1. Нотные сборники,
  2. DVD –диски,
  3. аудиокассеты,
  4. наглядные пособия с изображением строения дыхательного и артикуляционного аппаратов,
  5. телевизор, магнитофон, видеомагнитофон.

Программа устанавливает срок реализации 7 лет и предназначена для учащихся от 7 до 15 лет.

Характеристика возрастных особенностей детского голоса

В младшем возрасте детскому голосу свойственно фальцетное звучание, при котором происходит неполное смыкание голосовой щели, и вибрируют только края голосовых связок. Такое голосообразование объясняется отсутствием голосовой мышцы, которая формируется  только к 11-12 годам. И хотя дети, особенно мальчики, могут иметь при фальцетном пении большую звонкость, но своего расцвета детский голос достигает лишь тогда, когда появляется у детей грудной регистр. Этот регистр получается при полном смыкании голосовой щели и вибрации всей массы связок.

На певческие возможности детей оказывает большое влияние физическое развитие. У ребят младшего школьного возраста физиологические возможности более ограничены, что особенно сказывается на дыхании и дикции.

После 11 лет происходят значительные изменения гортани: заканчивается формирование голосовой мышцы, укрепляется система дыхания. Все это позволяет активизировать вокальную работу. Вместе с тем, именно с этого времени начинается постепенный переход детского голоса во взрослый. Регулярные вокальные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пения даже во время мутации.

Если до 11 лет в механизме голосообразования у мальчиков и девочек нет никакой разницы, то уже в более старшем возрасте (12-13 лет) намечаются достаточно ярко противоположные признаки. Так, в голосе девочек основную часть диапазона составляет так называемый центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних нотах диапазона.

Следовательно, весь период от 7 до 15 лет можно условно разделить на три этапа:

  1. 7-11 лет- отсутствие голосовой мышцы, пение фальцетом, медленный рост голосового аппарата.
  2. 11-13 лет- пердмутационный; это - самый яркий певческий период (расцвет голоса),
  3. 13-15 лет- мутационный, связанный с резким изменением в гортани: диапазон голоса «усекается»

Певческий диапазон:

7-9 лет – «до» первой – «до-диез» второй октавы;

10-12 лет – «ля» малой –«соль» второй октавы;

 13-15 лет – «соль» малой – «соль» второй октавы.

Знание особенностей возрастного диапазона, с учетом индивидуальности учащегося,  поможет преподавателю правильно распределить участников хора по голосам.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе реализации программы.

Оканчивая школу искусств, учащийся должен уметь:

  • чисто интонировать мелодию,
  • пользоваться цепным дыханием,
  • ощущать «опертость» звука,
  • грамотно распевать слово, владеть штрихами legato, staccato, non legato
  • владеть навыками 2-х, 3-х голосного пения,
  • правильно реагировать на дирижерский жест.
Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz