Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 23.11.2017, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Музыкальная литература" (4-летний срок обучения)
08.06.2015, 13:48

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе Примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, Москва, 2002 г. (автор А.И. Лагутин).

Программа А.И. Лагутина реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Музыкальная литература». Заимствуя многое из программы Всесоюзного методического кабинета 1982 г., в том числе перечень тем и ряд произведений для разбора и прослушивания, данная программа, тем не менее, является новым учебным документом. Помимо традиционных для учебных программ сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала по годам обучения и кратких методических рекомендаций для преподавателя, А.И. Лагутин вводит в программу существенные, на его взгляд, положения по методике преподавания музыкальной литературы. Так, в пояснительной записке раскрывается содержание предмета по составляющим его компонентам (музыка- знания о музыке- умения и навыки), комментируется содержание каждого из разделов программы, даются рекомендации по планированию учебного процесса и осуществлению контроля за усвоением учащимися содержания предмета. Общие рекомендации и непосредственно связанные с отдельными темами и даже отдельными произведениями, составляют существенную сторону программы, отличающую ее от традиционной модели.

         Программа преподавателей МОУДОД КДШИ Екимовой Н.Г., Лопатиной Т.В. многое заимствует из программы А.И. Лагутина. Тем не менее, в ней есть существенные, на наш взгляд, изменения. Они коснулись, прежде всего, перечня, содержания, объема  ряда тем, порядка прохождения учебного материала,  а также  произведений для прослушивания и разбора. Так, из раздела «Введение в курс» исключен подраздел «Содержание музыкальных произведений», при этом он заменен интересными  для учащихся «Легендами о музыке»; подраздел «Введения» «Выразительные средства музыки» выделен в отдельную тему.  Тематический план 1 года обучения обогащен темами: «Музыкальные тембры», «Музыкальные формы», «Детская музыка композиторов 20 века». 

         Учащимся второго года обучения, помимо традиционных, для изучения предлагаются темы «Искусство барокко», «Развитие оперы в 19 веке», «Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце 19-начале 20 века» (тема «И.С. Бах» переносится на конец учебного года, поскольку содержит довольно сложные для учащихся музыкально- исторические и теоретические понятия).

         В тематический план 3 года обучения введены темы «Древнерусская музыка», «М.П. Мусоргский»;  программой 4 года обучения не рассматривается творчество А.К. Глазунова, С.И. Танеева;  введены темы: «А.И. Хачатурян», «Г.В. Свиридов», «Р.К. Щедрин», «Представители российского музыкального авангарда», «Искусство джаза».

         В пояснительной записке программы Екимовой Н.Г., Лопатиной Т.В.  четко разграничены учебные и воспитательные задачи курса музыкальной литературы, даны рекомендации по организации учебного процесса, обозначены прогнозируемые результаты реализации программы, знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения,  описаны возрастные особенности учащихся, которым адресована программа.

         Особый раздел настоящей программы  посвящен описанию ее содержания; здесь подробно обозначены вопросы, которые следует рассмотреть преподавателю в процессе изучения каждой темы; прописаны новые для учащихся понятия;  обозначен необходимый для разбора и прослушивания музыкальный материал.

         «Методические рекомендации» выделены авторами  программы в отдельный раздел. Здесь дана характеристика основных методов обучения, используемых на уроках музыкальной литературы, даны практические рекомендации для преподавателя музыкальной литературы по формированию у учащихся понятийного мышления, умений слушать музыку, разбирать музыкальные произведения и рассказывать о музыке.

         Список рекомендуемой литературы изложен в алфавитном порядке, разделен на два раздела: первый адресован учащимся, второй- преподавателям музыкальной литературы.

          Предлагаемые авторами программы изменения, отличающие ее от программы А.И. Лагутина,  мотивированы потребностью разнообразить, обогатить  содержание тематического плана курса музыкальной литературы,  а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.

Музыкальные школы в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе – один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.

Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.

Цель программы: приобщение учащихся к миру большого музыкального искусства, развитие у детей разносторонних музыкальных навыков, прежде всего, умения сознательно и эмоционально слушать музыку.

Задачи :

Образовательные:

  • расширение музыкального кругозора,
  • приобщение к разносторонним знаниям о музыке,
  • формирование активных музыкально- слуховых представлений, понятийного мышления, коммуникативных навыков,
  • формирование специальных умений: эстетического восприятия музыки, анализа произведений и умения рассказать о прослушанных произведениях;

      Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к музыке, умения видеть и понимать прекрасное,
  • развитие способности откликаться на выразительность художественных образов музыки,
  • воспитание слушательской культуры, культуры «чувств», эстетического вкуса,
  • формирование нравственных идеалов и качеств, уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям и культуре, уважения к музыкальным традициям других культур.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков музыкальной литературы, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках музыкальной литературы воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы, а также от качества исполнения или воспроизведения музыки, методов ее преподнесения и других учебных условий. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Воспитательное и образовательное значение музыкальной литературы как школьного предмета определяется и ее разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин в музыкальной школе. Можно выделить две основы для осуществления межпредметных связей:

  1. слуховая природа учебной деятельности учащихся,
  2. значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ.

Настоящая программа по музыкальной литературе имеет точно установленное содержание. Им являются выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства, жизнь и творческая деятельность великих композиторов, различные явления музыкально- общественной жизни, а также многие теоретические понятия о музыке. Все это выявляет синтетическую природу содержания курса, что выделяет его среди других музыкальных дисциплин. Музыка рассматривается здесь как явление искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и социально- общественной жизни. Теория музыки составляет слагаемое музыкальной литературы: рассмотрение теоретических понятий в курсе  подчинено анализу тех или иных художественных произведений, а сами понятия служат инструментом этого анализа. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров народной и профессиональной музыки, с выразительными средствам музыкальной речи, структурой произведений, инструментами симфонического оркестра, осваивают специальную терминологию. В состав содержания музыкальной литературы входят практические музыкальные умения, овладение которыми позволит самостоятельно пополнять знания, свободно общаться с музыкой, быть ее пропагандистами:

  • умение слушать серьезную музыку. Его следует рассматривать как результат воспитания и опыта. «Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее… Более того, можно смело сказать, что не умеющий слушать музыку никогда не научится по- настоящему хорошо ее исполнять…, а все историко- теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства. Настоящее … восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком- либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» (Д.Б. Кабалевский);
  • умение разбирать музыкальные произведения, владеть доступными приемами анализа музыки. Только изучение музыки посредством разбора отдельных произведений обеспечит ее настоящее знание и поможет надолго сохранить в памяти своеобразие каждого сочинения. На уроках музыкальной литературы, являясь одной из главных учебных задач, анализ приобретает комплексный характер, охватывая содержание и выразительные средства музыки в целом, в том числе, структуру, приемы изложения, тембр, а порою, и характер исполнения. Анализ произведения воедино связывает восприятие музыки со знаниями о ней, взаимно их обогащая;
  • умение рассказывать о музыке. Оно непосредственно связано с результатами прослушивания и разбора произведений и является специфическим для курса музыкальной литературы. Прежде всего – это умение выразить свои впечатления о музыке, охарактеризовать содержание произведения и толково объяснить его композицию, а также отдельные выразительные особенности. Умение убедительно говорить о музыке позволяет глубже осмысливать и полнее выявлять свои музыкальные познания.

Овладение практическими умениями и навыками, предусмотренное настоящей  программой, имеет исключительно важное значение в общемузыкальном развитии детей и их будущей послешкольной музыкальной деятельности.

Организация учебного процесса.

На основе образовательной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по музыкальной литературе являются календарно- тематическими. В них указываются даты проведения уроков, содержание занятия в виде наименования темы. В конце каждой четверти, как правило, планируется итоговый урок по пройденному материалу. Календарно- тематический план является обязательным документом, когда как поурочные планы и конспекты уроков разрабатываются преподавателем в зависимости от необходимости.

Работа школьников  в классе должна быть соответствующим образом организована. Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДМШ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок музыкальной литературы является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы ДМШ устанавливают состав учащихся в группе по музыкальной литературе и сольфеджио от 5 человек. Для педагогического процесса складываются хорошие условия, если по музыкальной литературе и сольфеджио удается укомплектовать однородную по составу группу, остающейся стабильной, как минимум, в течение учебного года. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Должны быть предусмотрены перемены между уроками сольфеджио и музыкальной литературы для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.

Уроки музыкальной литературы следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей. И в различных вариантах сочетаются все основные виды учебной деятельности: опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, его закрепление, проверка усвоения знаний и навыков, объяснение домашнего задания. На уроке должно быть предусмотрено время для прослушивания всей необходимой музыки. Кроме того, практикуются и повторительно- обобщающие (контрольные) уроки, которые проводятся в конце каждой четверти или при завершении достаточно крупного раздела программы.

Контроль успеваемости учащихся на уроках музыкальной литературы.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия музыкальной литературой, как и всей системой уроков по предмету, является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Формы контроля:

  • индивидуальный устный или письменный опрос (дает возможность преподавателю обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух).
  • Фронтальный устный  или письменный опрос (дает возможность преподавателю довольно быстро осуществить проверку знаний большинства учеников).

Примечание. Письменные формы проверки знаний учащихся: определение на слух фрагментов из пройденных произведений (музыкальная викторина), в старших классах – письменные контрольные работы, тесты,  рефераты по теоретической части материала.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся, так и при опросе),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков по пройденным разделам программы, как правило, по темам).
  • Итоговая аттестация проходит в форме зачета.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета, видом контроля.

При оценке знаний и навыков по музыкальной литературе рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподавателю следует убедиться, что отвечающий: знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, владеет приемами учебной работы, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной и письменной формах. При оценке ответов учитываются также объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать из него основное и хорошо спланировать ответ, наличие и качество музыкально –слуховых представлений, количество и характер ошибок, дополнительные познания, самостоятельность, убежденность, темп ответа и т.п.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей в сфере музыкальной литературы, она должна не только оценивать знания по результатам самостоятельной работы дома, но и учитывать качество их труда в классе. В последнем случае появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество ответов.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам текущего опроса и обобщающей контрольной проверки. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценивания обученности по музыкальной литературе.

4 класс.

Понятийные знания.

«5»

Учащийся отлично владеет музыкальной терминологией, может объяснить своими словами содержание понятия, правильно применяет устной речи или в письменных работах.

«4»

Учащийся адекватно оперирует теоретическими понятиями в различных видах деятельности, но не достаточно свободно использует терминологию (забывает название, путает с другими терминами).

«3»

При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Информативные знания.

«5»

Учащийся хорошо знает изучаемый материал, умеет пересказывать или вести диалог (обсуждение) по данной теме.

«4»

Учащийся демонстрирует достаточно хорошее знание материала, но допускает неточности или забывает отдельные необходимые факты при изложении содержания темы в устной форме (в ответах на вопросы или  в процессе диалога).

«3»

Учащийся имеет представление об изучаемом материале, но его знания недостаточно осознаны и точны, испытывает затруднения при ответе на вопросы и в процессе ведения диалога по данной теме.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Аналитические умения.

«5»

Учащийся достаточно хорошо рассказывает о своих впечатлениях от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности, использованные композитором, определяет простейшие музыкальные формы и жанры (в соответствии с программой), способен по нотному тексту назвать некоторые выразительные средства музыки.

«4»

Учащийся может рассказать о своих впечатлениях о прослушанной музыки, определить характер произведения, жанровые особенности, допускает неточности в определении средств выразительности и определении простейших музыкальных форм, иногда затрудняется перечислить их, способен по нотному тексту назвать некоторые выразительные средства музыки.

«3»

Учащийся определяет характер произведения, его жанровые особенности, но затрудняется перечислить использованные композитором средства музыкальной выразительности после прослушивания или по нотному тексту, неправильно определяет форму произведения, скупо выражает свои впечатления от прослушанной музыки.

«2»

Отсутствие умения анализировать музыкальное произведение на слух и по нотному тексту.

5-7 класс.

Понятийные знания

«5»

Учащийся отлично владеет музыкальной терминологией, может объяснить своими словами содержание понятия, правильно применяет устной речи или в письменных работах.

«4»

Учащийся адекватно оперирует теоретическими понятиями в различных видах деятельности, но не достаточно свободно использует терминологию. Не может точно объяснить содержание понятий.

«3»

При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2»

Полное отсутствие понимания теоретических понятий, неумение пользоваться ими в практической деятельности.

Информативные знания.

«5»

Учащийся хорошо знает изучаемый материал, умеет пересказывать или вести диалог (обсуждение) по данной теме, излагать его в письменной форме, владеет навыком конспектирования.

«4»

Учащийся демонстрирует достаточно хорошее знание материала, но допускает неточности или забывает отдельные необходимые факты при изложении содержания темы в устной или письменной форме.

«3»

Учащийся имеет представление об изучаемом материале, но его знания недостаточно осознаны и точны, испытывает затруднения при ответе на вопросы и в процессе пересказа содержания предмета, изучения и ведения диалога по данной теме.

«2»

Полное отсутствие представлений об изучаемом предмете.

 

Аналитические умения.

«5»

Учащийся образно описывает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности и жанровые особенности, определяет структурные компоненты произведения в опоре на его  нотную запись (в соответствии с программой), хорошо ориентируется в нотном тексте.

«4»

Учащийся образно описывает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности и жанровые особенности, допускает неточности в определении структурных компонентов произведения, недостаточно хорошо ориентируется в нотном тексте.

«3»

Учащийся скупо выражает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, его жанровые особенности, но затрудняется перечислить использованные композитором средства музыкальной выразительности после прослушивания или по нотному тексту, неправильно определяет форму произведения, плохо ориентируется в нотном тексте.

«2»

Отсутствие умения анализировать музыкальные впечатления.

 

Знание музыкального материала.

«5»

Учащийся хорошо ориентируется в музыкальном материале, на слух точно определяет музыкальное произведение и грамотно записывает его автора и название, может наизусть и близко к тексту исполнить отрывки из произведений, может определить стиль автора даже в незнакомом произведении.

«4»

Учащийся хорошо ориентируется в музыкальном материале, но допускает отдельные ошибки или недочеты в определении на слух музыкального произведения (например, неправильно указано действие оперы, тема симфонии и т.п.), при записи фамилии автора и названия, может по нотам близко к оригиналу исполнить отрывки из произведений (или наизусть, но недостаточно качественно). В определении стиля композитора в незнакомом произведении допускает ошибки.

«3»

Учащийся довольно поверхностно знает музыкальный материал, допускает многочисленные ошибки и недочеты в определении на слух музыкального произведения, безграмотно пишет фамилии и названия, плохо исполняет отрывки из музыкальных произведений.

«2»

Учащийся плохо знает музыкальный материал, не может исполнять отрывки из произведений.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. постоянные контакты учащихся с музыкой: слушание, музицирование, чтение книг о музыке.
  2. самостоятельное пополнение учащимися знаний, пропаганда музыкальных знаний.
  3. применение учащимися знаний и умений в практической музыкальной деятельности.

Музыкальные произведения и знания о музыке, включенные в программу, отобраны и систематизированы с учетом художественной природы музыкального искусства, исторической и социальной обусловленности его явлений и требований дидактики.  Программа предлагает преподавателю учебный материал, организованный в систему знаний, адаптированную к познавательной деятельности учащихся. Чтобы учебный материал лучше и с меньшими усилиями усваивался учащимися, в программе осуществлена его группировка в темы и разделы по сходству содержания, общности дидактических задач и степени сложности. Количество и последовательность разделов программы определяют ее структуру.

В первом разделе программы подбор произведений и их расположение (от небольших вокальных и инструментальных произведений народной, классической и современной музыки – к театральным видам музыки) позволяет решать учебные задачи с последовательным возрастанием их сложности. Здесь содержатся разнообразные знания информативного характера о конкретных музыкальных произведениях, их авторах, вводится немало специальных понятий. На первом году обучения предусматривается и достаточное разнообразие форм учебной работы: прослушивание музыки и ее наблюдение по нотам, выявление содержания произведений и характеристика их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, запоминание и узнавание музыки. Приобретение знаний с первых же уроков должно идти параллельно с формированием специальных умений, касающихся восприятия и разбора музыки, ее словесной характеристики. По совокупности своего содержания и учебных целей, данный раздел имеет подготовительную направленность и может быть охарактеризован как вводный.

Основной учебный материал изучается в последующих трех разделах программы, посвященных классикам европейской и русской (19 и 20 веков) музыки. Четырехлетний курс музыкальной литературы не может не учитывать музыкально – исторический процесс и изучать музыку вне его закономерностей. Исторически последовательное ознакомление с искусством позволяет полнее увидеть взаимосвязь музыкальных явлений, ощутить стилевое различие музыки разных эпох и индивидуальностей, качественнее усвоить музыкальные понятия. В границах того или иного исторического периода, естественно, выстраивается и система уроков, при которой все они оказываются взаимосвязаны единством содержания, общностью музыкального материала. Так, при изучении венских классиков, становится возможным последовательное освоение крупных инструментальных произведений (сонаты, симфонии), а при изучении русских–освоение оперы. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского- Корсакова и Чайковского, в рамках такой системы, можно рассматривать уже в русле общего развития русской художественной культуры 19 века, связывая это развитие с содержанием учебных курсов истории, литературы и изобразительного искусства средней школы. Обучение музыке при этом становится более содержательным и насыщенным в идеологическом отношении, а изучение русской классики – важнейшего раздела программы –получает необходимую глубину, цельность и патриотическую направленность.

Начиная со второго года обучения, программа строится в соответствии с историко–художественным процессом, а учебный материал группируется в монографические темы, посвящённые отдельным выдающимся композиторам. Каждая такая тема предусматривает знакомство с биографией и несколькими произведениями.

Изучение биографий великих композиторов имеет большое идейно-воспитательное и познавательное значение и связывает в представлении школьников музыку с реальной жизнью – конкретной исторической эпохой, средой, в которой она создавалась и звучала. Биографические уроки позволяют учащимся увидеть место музыкального искусства в общественной жизни и социальную обусловленность творческой деятельности музыкантов. На таких уроках учащиеся приобретают разносторонние знания исторического, художественного и музыкально-теоретического характера.

Разбор предусмотренных программой произведений, осуществляемый комплексно - в единстве содержания и выразительных средств - знакомит учащихся с самой музыкой, развивает навыки обращения с ней, пополняет музыкальные знания. Разнообразие музыкального материала в монографических темах – от песен и наибольших инструментальных пьес до опер и симфоний – обеспечивает достаточную для данного этапа музыкального развития детей широту познания явлений музыкального искусства 18-20 веков, а чередование тем соответствует музыкально – историческому прогрессу в последние три века, хотя отражает его лишь частично (примечание: нарушение хронологической последовательности при изучении учебного материала в течение 2 года обучения связано с освоением учащимися тем «Иоганн Себастьян Бах» и вводной к ней «Искусство барокко»; мы считаем целесообразным перенести изучение этих тем на конец учебного года, поскольку они содержат довольно сложные для учащихся музыкально – исторические и теоретические понятия).

Последовательное введение новых тем и разделов без возвращения к ним в последующих классах определяет, так называемое, линейное расположение учебного материала в программе. В то же время, при освоении основных музыкальных понятий неизбежен концентризм, когда имеет место возвращение к пройденному, но уже на более сложном музыкальном материале (движение по спирали). Это обусловлено тем, что многие из музыкальных понятий не могут быть усвоены учащимися сразу, ввиду сложности и ёмкости их содержания, многозначности конкретных проявлений. В то же время знакомство с ними на данном этапе обучения бывает необходимо для последующего изучения курса и для практической музыкальной деятельности школьников.

Перечень дидактических средств, используемых для реализации программы.

  • Литература для преподавателей,
  • Литература для учащихся,
  • Компакт диски,
  • Аудиокассеты,
  • Пластинки,
  • Музыкальный центр,
  • Проигрыватель,
  • Репродукции картин,
  • Портреты композиторов,
  • Тесты.

Программа устанавливает срок реализации 4 года и адресована подросткам – учащимся среднего школьного возраста 11–15 лет. Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический». Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь мысленно охватить значительный материал, аргументировать суждения, сделать выводы. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно – воспитательного процесса, которые складываются в средних классах (4-7), благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий. Появление музыкальной литературы в 4 классе ДМШ, когда учащиеся вступают в учебную деятельность в новом «возрастном качестве», а в средней школе уже изучают основы наук, открывает немалые возможности для интенсификации музыкального воспитания, для сближения занятий музыкой с жизнью. Без музыкальной литературы нет ныне пути к музыкальной образованности, к овладению основами музыкальной литературы.

Программа устанавливает объём музыкальной литературы в ДМШ – 136 часов, которые равномерно распределяются по одному уроку в неделю в течение последних четырёх лет обучения детей в школе. Такое положение музыкальной литературы в ряду дисциплин учебного плана позволяет ставить и решать необходимые учебно – воспитательные задачи в пределах допустимой нагрузки.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения.

1. Овладение понятиями. Они должны стать органичным компонентом музыкального мышления школьников, а их осмысление, запоминание и применение – одних из основных показателей качества усвоения содержания музыкальной литературы как учебной дисциплины. Овладев понятийным аппаратом предмета, школьник навсегда сохраняет способность осмысленно подойти к любому явлению, относящемуся к данной области.

2. Овладение специальными знаниями и практическими навыками: эстетическое восприятие музыки (умение слушать серьёзную музыку, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, восприятие культуры эстетических чувств), анализ произведений, умение рассказать о прослушанных сочинениях. 

Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz