Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 20.04.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Сольфеджио" (5-летний срок обучения)
15.06.2015, 09:09

СОЛЬФЕДЖИО

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа (составители - преподаватели теории музыки МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Лопатина Т.В., Екимова Н.Г.) является первой редакцией программы «Сольфеджио» для учащихся музыкального отделения (срок реализации- 5 лет), составленной преподавателем теории музыки МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Адищевой Л.Б.  в 2004 г.  на основе программы «Сольфеджио» 1984 г. (автор- Т.А. Калужская).

 Программа Т.А. Калужской  реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Сольфеджио». В эту программу, которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка», «Краткие методические указания», «Перечень литературы», «Содержание предмета», «Приложения» (примерное распределение материала по четвертям для 3 класса, примерные требования на переводных и выпускных экзаменах по сольфеджио в ДМШ, программа 8 класса), примерные экзаменационные требования по сольфеджио для поступающих в музыкальные училища).  Т.А. Калужская в своей программе  достаточно подробно, систематизировано и методично раскрывает важные задачи курса сольфеджио: вокально - интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метро- ритма, воспитание музыкального восприятия (анализ на слух), музыкальный диктант, воспитание творческих навыков, теоретические сведения. Методические рекомендации, разделение списка литературы на обязательную, дополнительную и методическую, примеры упражнений и предлагаемый музыкальный материал делают программу наглядной и  удобной для применения в учебном процессе.

В программе преподавателя Адищевой Л.Б. (2004 г.), в целом, сохранена структура программы Т.А. Калужской. Изменения коснулись, прежде всего, содержания, объема, порядка и сроков прохождения учебного материала; упрощены требования к выполнению некоторых заданий.

Существенным недостатком программ Т.А.Калужской и Адищевой Л.Б. является, на наш взгляд, то, что эти документы предлагают строить обучение по единым требованиям к учащимся, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей,  просто не в состоянии  их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы преподавателей Лопатиной Т.В., Екимовой Н.Г. (2008 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение авторов к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г.,   редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы программы, на основе своего опыта работы  с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго (а не с третьего, как это принято в педагогической практике) года обучения. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Лопатина Т.В., Екимова Н.Г. внесли в программу 2008 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулируют целевой компонент программы,  акцентируя внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

 В структуру программы авторами введен раздел «Тематический план», в котором наглядно представлены предлагаемые для изучения темы программы по годам обучения и объем часов, отводимых на освоение каждой темы.

«Методические рекомендации» выделены авторами настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны основы методики развития мелодического и гармонического слуха,  указаны некоторые приемы работы над чтением с листа, анализом на слух, музыкальным диктантом, воспитанием музыкально- ритмического чувства.

Список рекомендуемой  литературы,  обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям сольфеджио.

Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, направлены на то, чтобы сделать ее удобной- для преподавателей и доступной- для учащихся.

Сольфеджио- одна из дисциплин в ДМШ, которая способствует музыкально- эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. На уроках сольфеджио преподаватель воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов- классиков, лучших представителей современной музыки, развивает их музыкальные данные, знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.

Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха - главного орудия музыканта.

Задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха, чувства лада и чувства метроритма, вместе составляющих мелодический слух,
  • Формирование ощущения фонической окраски аккордов, восприятия множества звуков как единого целого, чувства строя, ансамбля и функциональных связей, вместе составляющих гармонический слух.
  • Развитие музыкального мышления: способности понимать, анализировать и называть слышимое, внутренне слышать различные элементы музыкальной речи и активно оперировать этими представлениями, оценивать воспринимаемую музыку, качество звучания,
  • Воспитание и развитие специальных навыков: чистоты интонирования, чтения с листа, записи музыки на слух и по памяти, анализа музыкальных произведений.

Сольфеджио- дисциплина практическая, предполагающая выработку, прежде всего, ряда практических навыков. В содержание курса входят различные формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа. Поэтому считаем, что было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать системой развития музыкального слуха.

Принципы преподавания сольфеджио исходят из положения об единстве обучения и воспитания, то есть в задачу курса сольфеджио должно входить не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней. Иначе занятия сольфеджио превратятся в некую самоцель, не будут служить общей и главной задаче музыкального образования – всемерного развития творческой личности и воспитания всесторонне образованного, культурного музыканта. Музыка- есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание- не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе  нашей деятельности   по реализации настоящей программы.

Принцип строения раздела настоящей программы, отражающей ее содержание, соответствует разделам  программы Т.А. Калужской:

  • Вокально- интонационные навыки,
  • Сольфеджирование и пение с листа,
  • Воспитание чувства метроритма,
  • Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух),
  • Музыкальный диктант,
  • Воспитание творческих навыков.
  • Теоретические сведения.

Однако, учитывая идею дифференцированного подхода к обучению детей, о которой было сказано выше, педагог должен в процессе групповых занятий разделять учащихся, т.е. выделить из них наиболее способных и подготовить их для дальнейшего профессионального обучения (гр.А.), детей, обладающих средними музыкальными данными (гр.В.), которые, потенциально, тоже смогли бы продолжить обучение в специальных музыкальных учебных заведениях, а также детей со слабыми музыкальными данными (гр.С.), которым необходимо дать основы теоретических знаний и практических навыков.

В настоящей программе (раздел «Содержание программы») мы указали задания (формы работы) и требования к их выполнению для каждой из групп учащихся.

Основополагающим в прохождении материала является концентрический принцип. Он подразумевает постепенное нарастание уровня сложности в освоении той или иной темы, а учебный материал спланирован так, что все формы работы, предусмотренные программой, находятся между собой в тесной взаимосвязи.

Все традиционные разделы сольфеджио имеют конкретный смысл и нацелены на определенный результат: освоение, проработка, закрепление знаний, умений, навыков, выявленных через их практическое применение в творческих заданиях, ведь одна из задач уроков сольфеджио – воспитать музыканта, испытывающего интерес к творчеству, желание музицировать, подбирать по слуху, умеющего исполнять несложные песни с собственным аккомпанементом.

Перечень дидактических средств, используемых на уроках сольфеджио:

  • Литература для учащихся,
  • Литература для преподавателей,
  • Фонозаписи,
  • Карточки с заданиями,
  • Сборник правил по музыкальной грамоте,
  • Наглядные пособия.

Формы контроля успеваемости

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов, зачет и экзамены:

  • Беглый, без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос производится на каждом уроке, он служит укреплению пройденного материала.
  • Проверочный опрос по темам. Его задача- выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можно выставлять оценки, но главное- характеристика учащегося. Можно проводить опрос в письменном виде, но это не совсем удобно, т.к. в процессе устного опроса педагог может варьировать вопросы, чтобы лучше выявить индивидуальность ученика.
  • Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и, вместе с тем, проверить всех. Можно выборочно проверить задание индивидуально у нескольких учащихся, обязательно привлекая к оценке весь класс. Ставить оценки за домашнее задание каждый раз не обязательно, но необходимо всегда давать словесную характеристику каждому опрошенному.
  • Контрольный срез (письменная проверочная работа) проводится в первые дни учебного года (сентябрь) во 2-5 классах с целью проверки знаний учащихся по предмету после летних каникул. Оценка при этом обязательна. Задания: диктант; определение на слух интервалов, аккордов, ладов; построение пройденных интервалов, аккордов, ладов.
  • Контрольные уроки. Они проводятся в конце 1и 3 четверти во 2-5 классах в устной или письменной форме (на усмотрение преподавателя) с целью проверки уровня усвоения учебного материала, пройденного в течение учебной четверти. Оценка обязательна.
  • Контрольный опрос (письменный). Он проводится в конце каждого полугодия (контрольная работа) во 2 - 5 классах (в 1 классе – в конце второго полугодия). Оценка обязательна. Задания: диктант; определение на слух интервалов, аккордов, ладов; построение пройденных интервалов, аккордов, ладов.
  • Экзамен (выпускной- 5 класс). Оценка обязательна.

Программа экзамена: письменный диктант; определение на слух пройденных интервалов, аккордов, ладов; пение наизусть заранее выученного муз. примера; чтение с листа (1 муз. пример); пение пройденных интервалов, аккордов, ладов; проигрывание на фортепиано пройденных интервалов, аккордов, ладов; устный ответ на вопрос из курса «Музыкальная грамота».

Список экзаменационных вопросов.

  1. Интервал простой.
  2. Интервал составной.
  3. Обращения интервалов.
  4. Трезвучия. Обращение трезвучий.
  5. Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.
  6. Септаккорд VII ступени.
  7. Характерные интервалы.
  8. Хроматизм. Мажорная хроматическая гамма.
  9. Хроматизм. Минорная хроматическая гамма.
  10. Семиступенные диатонические лады. Пентатоника.
  11. Размеры. Виды размеров.
  12. Ритм. Метр. Темп.
  13. Модуляция.
  14. Тритоны.
  • Зачет по чтению с листа (2 полугодие, март): 3,4 классы. Требование: гр. А,В - два разноладовых муз. примера, гр. С- один муз. пример.

Критерии оценивания обученности по сольфеджио.

Многие преподаватели нашей школы считают, что отсутствие каких – то схематических критериев для определения оценки  сковывает их суждение об успеваемости ученика.

Эта проблема связана также с необходимостью дифференцированного подхода к учащимся, ставившим перед собой профессиональные задачи, учащимся, получающим общее художественное образование и учащимся, хронически отстающим. В том и заключается один из принципов дифференцированного подхода к учащимся, что учебная программа подбирается с учетом их способностей  и может формироваться из заданий, предусмотренных программой, на класс выше, ниже или в точном соответствии с классом обучения. В таких случаях мы применяем способ дифференцированного подхода к подбору заданий. Однако требования к оценке успехов учащихся должны быть общими для всех, потому что в дифференцированном подборе заданий нами уже учтены разные музыкальные данные учащихся. Учитывая это, мы разработали Шкалу оценивания обученности по предмету сольфеджио. 

Критерии оценивания обученности по сольфеджио в 1-2 классах.

1. Знание музыкальных терминов и понятий, применение их в практической деятельности.

«5». Учащийся свободно владеет музыкальной терминологией, умеет объяснять своими словами содержание понятия. Правильно применяет в устной речи, игре на инструменте, письменных работах (в соответствии с программными требованиями).

«4». Адекватно применяет теоретические понятия в практической деятельности, допуская незначительные ошибки, может быстро исправить их с помощью педагога.

«3». При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2» (желательно не ставить). Полное отсутствие понимания теоретических понятий, неумение пользоваться ими в практической деятельности.

 

2. Восприятие музыки.

«5». Учащийся умеет слушать музыку, адекватно воспринимать ее содержание, ярко рассказывать о своих впечатлениях.

«4». Учащийся умеет слушать музыку, адекватно воспринимает ее содержание, но достаточно скупо характеризует свои впечатления.

«3». Учащийся умеет слушать музыку, но с трудом передает свои впечатления, допуская ошибки в определении характера и настроения произведения.

«2». Учащийся не умеет слушать музыку, не адекватно ее воспринимает и не способен передать свои впечатления.

3. Анализ музыкального построения.

«5». Учащийся свободно определяет количество фраз, их повторность и не повторность, правильно определяет особенности элементов музыкального языка (в соответствии с программными требованиями).

«4». Учащийся не достаточно бегло и не всегда точно определяет количество фраз, их повторность и не повторность, допускает мелкие недочеты в характеристике элементов музыкального языка.

«3». Учащийся допускает грубые ошибки при определении количества фраз, их повторности и не повторности, в характеристике элементов музыкального языка.

«2». Учащийся не может определить структурные компоненты музыкального построения, охарактеризовать особенности музыкального языка.

4. Анализ созвучий.

«5». Учащийся свободно определяет принадлежность созвучия к одной из гармонических функций в ладу (TSD); опираясь на эмоционально- образное восприятие, может описать характер его звучания, назвать вид созвучия принятой в музыке терминологией (в соответствии с программными требованиями).

«4». Учащийся свободно определяет функциональную принадлежность созвучия, но не всегда точно; достаточно адекватно описывает характер его звучания, может быстро исправить недочеты в ответе.

«3». Учащийся затрудняется в определении функциональной принадлежности созвучия, допускает многочисленные ошибки при определении вида созвучия и в употреблении терминов; описание характера созвучия не соответствует фоническим и ладовым характеристикам.

«2» (желательно не ставить). Полное отсутствие умения определять вид и функциональную принадлежность созвучия, а также способности адекватно характеризовать особенности его звучания.

5. Сольфеджирование.

«5». Мелодия исполняется интонационно чисто и ритмически правильно с параллельным отстукиванием ритма (тактированием). Дыхание свободное с правильной фразировкой. Пение эмоциональное и выразительное.

«4». При исполнении отмечаются незначительные ритмические ошибки, недостаточная чистота в интонировании мелодии с четким отстукиванием метра; правильное дыхание и фразировка; пение достаточно выразительное; умение «удерживаться» в тональности (прийти к тонике, несмотря на «нечистую интонацию»).

«3». Допускаются грубые ритмические ошибки, фальшивое пение, отсутствие выразительности, «потеря» тоники (не может удержаться в ладу). Исполнение должно быть метрически правильным.

«2» балла в младших классах желательно не ставить.

6. Диктант.

«5». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз, показать их начало и окончание); слышит линию движения мелодии (на месте, скачок, «вверх и вниз», по трезвучию, опевание и т.д.) и каденции; точно определяет размер и простые ритмические рисунки. Оформление нотного текста правильное.

«4». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз, показать их начало и окончание); допускает ошибки при определении движения мелодической  линии (скачок, направление, опевание и т.д.); затрудняется с определением размера и ритмического рисунка мелодии. При оформлении нотного текста допускает единичные ошибки в группировке нот и правилах записи (перенос знаков и ключа на второй нотный стан, направление штилей и т.д.).

«3». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз, показать их начало и окончание); допускает грубые ошибки при определении движения мелодической  линии; заканчивает диктант на неустойчивом звуке; плохо определяет размер и ритмический рисунок мелодии; не может самостоятельно оформить нотный текст. Нуждается в помощи и постоянном контроле со стороны преподавателя.

«2» не ставится.

7. Чувство метроритма.

«5». Учащийся правильно определяет темп, двигается под музыку (ощущает равномерность движения); может определить размер и простучать чередование долей; воспроизвести (хлопками и пр.) различные ритмические рисунки и проговорить условными обозначениями (слоги, названия длительностей).

«4». Учащийся правильно двигается под музыку (ощущает равномерность движения) и отстукивает чередование долей; допускает единичные ошибки в определении  размера и воспроизведении ритмических рисунков в любом виде.

«3». Учащийся правильно двигается под музыку (ощущает равномерность движения) и отстукивает чередование долей; затрудняется в определении размера и делает многочисленные ошибки при воспроизведении ритмического рисунка мелодии.

«2» (желательно не ставить). Учащийся не ощущает равномерность чередования долей и двигается не «в такт музыке»; не может определить размер и воспроизвести ритмический рисунок.

8. Воспроизведение многоголосия.

«5». Учащийся умеет петь каноны, простейшее двухголосие гетерофонного или ленточного типа и параллельные терции.

«4». Учащийся исполняет канон с помощью педагога или поддержкой инструмента.

«3» и «2» желательно не ставить.

9. Творческие навыки.

«5». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу; самостоятельно подбирать мелодии на слух и с небольшой помощью со стороны преподавателя гармонизовать известным ему способом (в соответствии с программными требованиями); исполнение результатов творческой деятельности может содержать мелкие недочеты, которые связаны с низким уровнем владения инструментом.

«4». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу, но затрудняется представить их в нотной записи; может близко к оригиналу подобрать мелодию по слуху, но испытывает трудности при гармонизации известным ему способом; исполнение сопровождается остановками и недостаточно выразительно.

Баллы «3» и «2» за освоение данных навыков рекомендуется не ставить.

Критерии оценивания обученности по сольфеджио в 3-4 классах.

1. Знание музыкальных терминов и понятий, применение их в практической деятельности.

«5». Учащийся свободно владеет музыкальной терминологией, умеет объяснять  в виде правила или своими словами содержание понятия. Правильно применяет в устной речи, в игре на инструменте, письменных работах (в соответствии с программными требованиями).

«4». Недостаточно точно объясняет содержание теоретических понятий, но адекватно применяет теоретические понятия в практической деятельности, допуская незначительные ошибки, может самостоятельно исправить их.

«3». При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2». Полное отсутствие понимания теоретических понятий, неумение пользоваться ими в практической деятельности.

2. Анализ музыкального построения.

«5». Учащийся свободно определяет количество частей, фраз, их повторность и не повторность, правильно определяет, называет и описывает выразительные средства музыки, особенности музыкального языка (в соответствии с программными требованиями), слышит логику музыкального развития.

«4». Учащийся точно, но  не достаточно бегло определяет количество частей, фраз, их повторность и не повторность, допускает единичные ошибки в характеристике элементов музыкального языка и определении логики музыкального развития, но может быстро исправить недочеты.

«3». Учащийся допускает грубые ошибки при определении количества частей, фраз, их повторности и не повторности, в характеристике элементов музыкального языка и логики функционального развития музыкального построения.

«2». Учащийся не может определить структурные компоненты музыкального построения, охарактеризовать особенности музыкального языка и последовательность гармонических функций.

3. Анализ созвучий.

«5». Учащийся свободно определяет принадлежность созвучия к одной из гармонических функций в ладу (TSD); опираясь на эмоционально- образное восприятие, может описать характер его звучания, назвать вид созвучия принятой в теории музыки терминологией (в соответствии с программными требованиями).

«4». Учащийся свободно определяет функциональную принадлежность созвучия; достаточно адекватно описывает характер его звучания, но допускает единичные ошибки при определении вида созвучия.

«3». Учащийся затрудняется в определении функциональной принадлежности созвучия, допускает многочисленные ошибки при определении вида созвучия и в употреблении терминов; описание характера звучания не соответствует фоническим и ладовым характеристикам; допускаются многочисленные грубые ошибки при определении вида созвучия и в употреблении терминов.

«2» (желательно не ставить). Полное отсутствие умения определять вид и функциональную принадлежность созвучия, а также способности адекватно характеризовать особенности его звучания.

4. Сольфеджирование.

«5». Мелодия исполняется интонационно чисто и ритмически правильно. Учащийся свободно владеет дирижерским жестом изученных размеров. Исполнение выразительное.

«4». При исполнении отмечаются единичные ошибки в интонировании сложных фрагментов мелодии и ритмических групп; нарушение дирижерской схемы с последующим ее восстановлением. Исполнение может быть недостаточно выразительным.

«3». Возможна потеря ладовой настройки (устойчивости) и уход в другую тональность, неправильное исполнение ритмического рисунка мелодии или отказ от дирижирования.

«2» ставится только в случае отказа от исполнения мелодии.

5. Диктант.

«5». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); слышит линию движения мелодии и каденции, умеет записывать по «опорным точкам», фразам или оборотами. Может объяснить ладофункциональное значение отдельных мелодических оборотов. Свободно определяет размер и ритмический рисунок мелодии. Оформление нотного текста правильное.

«4». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); допускает незначительные ошибки при определении движения мелодической линии и ритмического рисунка, в оформлении нотного текста. Может объяснить ладофункциональное значение отдельных оборотов.

«3». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); плохо определяет линию движения мелодии или пишет по принципу «нота за нотой». Записывает медленно и с помощью (подсказками) преподавателя. Допускает грубые ошибки при оформлении нотного текста. Не обращает внимание на ладофункциональное значение мелодических оборотов.

«2» (диктант не дописан). Желательно данную оценку исключить при оценивании (кроме итоговых контрольных работ).

6. Чувство метроритма.

«5». Учащийся правильно определяет размер и отмечает чередование долей в любых темпах; точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии (в соответствии с программными требованиями) и проговаривает условными обозначениями.

«4». Учащийся правильно определяет размер и отмечает чередование долей в любых темпах; допускает единичные ошибки при воспроизведении различных ритмических рисунков и проговаривает условными обозначениями.

«3». Учащийся затрудняется в определении размера, но отмечает чередование долей в любых темпах; допускает многочисленные ошибки при воспроизведении ритмического рисунка мелодии.

«2». Учащийся не может определить размер, метр и воспроизвести ритмический рисунок.

7. Воспроизведение многоголосия.

«5». Учащийся исполняет многоголосие интонационно чисто, удерживает высоту лада; «держит строй» при ансамблевом исполнении с другими учащимися или в сочетании голоса и фортепиано; в процессе пения от звука опирается на внутренние слуховые представления созвучия в ладу, а не сложения интервалов.

«4». Точность интонирования нарушается в сложных гармонических оборотах без потери высоты лада; при ансамблевом исполнении имеют место единичные факты нарушения строя или ошибки в игре на фортепиано; неспособность воспроизвести от звука некоторые созвучия, т.к. слабо развиты внутренние слуховые представления о них.

«3». Исполнение характеризуется фальшивым пением и уходом в другую тональность; имеют место многочисленные остановки из-за нарушения строя в ансамблевом пении; очень слабые внутренние слуховые представления созвучий, стремление спеть их по составляющим интервалам, что приводит к многочисленным ошибкам при интонировании.

«2» (желательно не ставить). Учащийся не способен исполнить многоголосие.

8. Творческие навыки.

«5». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу и представить их в нотной записи (в соответствии с программными требованиями); самостоятельно и точно подбирает мелодии на слух, гармонизует их простейшими аккордами и умеет пользоваться в работе известными ему видами фактуры; может качественно продемонстрировать результаты своей творческой деятельности.

«4». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу, но затрудняется правильно представить их в нотной записи и нуждается в помощи преподавателя; самостоятельно и близко к оригиналу подбирает мелодии на слух, но испытывает трудности при гармонизации и пользуется помощью преподавателя; исполнение результатов творческой деятельности сопровождается остановками и недостаточно выразительное.

Баллы «3» и «2»  рекомендуется не ставить.

Критерии оценивания обученности по сольфеджио в 5классе.

1. Знание музыкальных терминов и понятий, применение их в практической деятельности.

«5». Учащийся свободно владеет музыкальной терминологией, умеет объяснять  в виде правила или своими словами содержание понятия. Может самостоятельно находить формулировку для нового понятия и логически объяснить данное определение. Правильно применяет в устной речи, в практической деятельности (игре на инструменте) или письменных работах (в соответствии с программными требованиями).

«4». Учащийся адекватно применяет теоретические понятия в практической деятельности, допуская незначительные ошибки, не умеет достаточно точно объяснять их содержание своими словами.

«3». При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2». Полное отсутствие понимания теоретических понятий, неумение пользоваться ими в практической деятельности.

2. Анализ музыкального построения (произведения).

«5». Учащийся свободно определяет количество частей, предложений, фраз, их повторность и не повторность, каденции, кульминации; правильно определяет особенности элементов музыкального языка (в соответствии с программными требованиями), слышит логику музыкального развития.

«4». Учащийся точно, но  не достаточно бегло определяет количество частей, предложений, фраз, их повторность и не повторность, допускает мелкие ошибки в характеристике элементов музыкального языка и определении логики музыкального развития.

«3». Учащийся допускает грубые ошибки при определении количества частей, предложений, фраз, их повторности и не повторности, в характеристике элементов музыкального языка и логики функционального развития музыкального построения.

«2». Учащийся не может определить структурные компоненты музыкального произведения, охарактеризовать особенности музыкального языка и последовательность гармонических функций.

3. Анализ созвучий.

«5». Учащийся бегло определяет принадлежность созвучия к одной из гармонических функций в ладу (TSD); точно и ярко характеризует особенности звучания и быстро определяет вид созвучия, правильно пользуясь принятой в теории музыки терминологией (в соответствии с программными требованиями).

«4». Учащийся свободно определяет функциональную принадлежность созвучия;  адекватно описывает характер его звучания, но допускает единичные ошибки при определении вида созвучия.

«3». Учащийся правильно определяет принадлежность созвучия к одной из гармонических функций и описывает характер его звучания, но допускает достаточно много ошибок в употреблении терминов и определении вида созвучия.

«2». Допускаются многочисленные грубые ошибки при определении вида и функциональной принадлежности созвучия.

4. Сольфеджирование.

«5». Мелодия исполняется интонационно чисто и ритмически правильно. Учащийся свободно владеет дирижерским жестом изученных размеров. Исполнение выразительное и достаточно беглое.

«4». При исполнении допускаются единичные ошибки в интонировании сложных фрагментов мелодии и ритмических групп. Исполнение может быть недостаточно выразительным с правильным дирижерским жестом.

«3». Возможна потеря ладовой настройки (устойчивости) и уход в другую тональность, неправильное исполнение ритмического рисунка мелодии;  нарушение дирижерской схемы с последующим ее восстановлением.

«2» ставится при неспособности воспроизвести мелодию.

5. Диктант.

«5». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); слышит линию движения мелодии и умеет записывать по фразам или оборотами. Может объяснить ладофункциональное значение отдельных мелодических оборотов. Свободно определяет размер и ритмический рисунок мелодии. Оформление нотного текста правильное.

«4». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); допускает незначительные ошибки при определении движения мелодической линии и ритмического рисунка, в оформлении нотного текста. Может объяснить ладофункциональное значение отдельных оборотов.

«3». Учащийся понимает и умеет объяснить структуру мелодии (количество фраз,  предложений, кульминацию и каденцию); плохо определяет линию движения мелодии или пишет по принципу «нота за нотой». Записывает медленно и с помощью (подсказками) преподавателя. Допускает ошибки при оформлении нотного текста. Не обращает внимание на ладофункциональное значение мелодических оборотов. Не успевает дописать диктант (написана только половина построения).

«2». Диктант не дописан и далек от оригинала. Желательно данную оценку исключить при оценивании (кроме итоговых контрольных работ).

6. Чувство метроритма.

«5». Учащийся правильно определяет размер и отмечает чередование долей в любых темпах; точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии (в соответствии с программными требованиями) и проговаривает условными обозначениями. Может воспроизвести ритмическую партитуру с помощью рук и ног.

«4». Учащийся правильно определяет размер и отмечает чередование долей в любых темпах; допускает единичные ошибки при воспроизведении различных ритмических рисунков и проговаривает условными обозначениями; не точно воспроизводит ритмическую партитуру.

«3». Учащийся затрудняется в определении размера, но отмечает чередование долей в любых темпах; допускает многочисленные ошибки при воспроизведении ритмического рисунка мелодии.

«2». Учащийся не может определить размер, метр и воспроизвести ритмический рисунок.

7. Воспроизведение многоголосия.

«5». Учащийся исполняет многоголосие интонационно чисто, удерживает высоту лада; «держит строй» при ансамблевом исполнении с другими учащимися или в сочетании голоса и фортепиано; в процессе пения от звука опирается на внутренние слуховые представления созвучия в ладу, а не сложения интервалов.

«4». Точность интонирования нарушается в сложных гармонических оборотах без потери высоты лада; при ансамблевом исполнении имеют место единичные факты нарушения строя или ошибки в игре на фортепиано; неспособность воспроизвести от звука некоторые созвучия, т.к. слабо развиты внутренние слуховые представления о них.

«3». Исполнение характеризуется фальшивым пением и уходом в другую тональность; имеют место многочисленные остановки из-за нарушения строя в ансамблевом пении; очень слабые внутренние слуховые представления созвучий, стремление спеть их по составляющим интервалам, что приводит к многочисленным ошибкам при интонировании.

«2» (желательно не ставить). Учащийся не способен исполнить многоголосие.

8. Творческие навыки.

«5». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу и представить их в нотной записи (в соответствии с программными требованиями); самостоятельно и точно подбирает мелодии на слух, гармонизует их  и умеет пользоваться в работе различными видами фактуры; может качественно продемонстрировать результаты своей творческой деятельности.

«4». Учащийся способен сочинять музыкальные примеры по заданному образцу, но затрудняется правильно представить их в нотной записи и нуждается в помощи преподавателя; самостоятельно и близко к оригиналу подбирает мелодии на слух, но испытывает трудности при гармонизации и пользуется помощью преподавателя; исполнение результатов творческой деятельности сопровождается остановками и недостаточно выразительное.

Баллы «3» и «2»  рекомендуется не ставить.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся   подросткового возраста.

Характеристика возрастных особенностей учащихся

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей. Так, в  первом классе основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность эмоциональных впечатлений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений. Во втором, третьем классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основой работы должны быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог должен воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений. В четвертом и пятом классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.

Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. Так, в первом классе необходим яркий, эмоциональный, насыщенный показ музыкальных примеров, применение игровых примеров, движений и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний. Во втором и третьем классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей- развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков. В четвертом и пятом классах- усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет (263 ч.).

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения:

  • владение музыкальной терминологией, применение понятий в устной речи, в практической деятельности,
  • развитое музыкальное мышление, творческая активность, самоконтроль, способность к теоретическим обобщениям,
  • сформированность звуковысотного слуха, чувства лада и чувства метроритма,
  • сформированность ощущения фонической окраски аккордов, восприятия множества звуков как единого целого, чувства строя, ансамбля и функциональных связей,
  • владение специальными навыками: анализа музыкального построения и элементов музыкального языка, сольфеджирования и чтения с листа, записи музыки по слуху, сочинения, подбора и гармонизации  мелодии.
Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 737 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz