Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 30.05.2017, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца

Программа для хореографического отделения детских школ искусств "Музыкальная литература" (3-летний срок обучения)
15.06.2015, 07:01

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

программа для хореографического  отделения детских школ искусств

(3-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание настоящей программы обусловлено практической необходимостью: обеспечить учебный план образовательной программы «Хореографическое искусство»  программой «Музыкальная литература» (срок реализации 3 года).  Предшествует данному курсу и параллельно с ним проходит освоение учащимися -хореографами образовательной программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»  (срок освоения 7 лет), реализация основных задач  которой   – знакомство с элементарными теоретическими сведениями в области музыкальной грамоты, биографиями и творчеством композиторов, особенностями музыкальных жанров (опера, балет, симфония, кантата, концерт, сюита), формирование элементарных навыков слушания и анализа музыки на слух – позволяет подготовить учащихся хореографического отделения к освоению курса «Музыкальной литературы» на более серьезном уровне.

В пояснительной записке программы Екимовой Н.Г., Лопатиной Т.В.  четко разграничены учебные и воспитательные задачи курса музыкальной литературы, даны рекомендации по организации учебного процесса,  знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения,  описаны возрастные особенности учащихся, которым адресована программа.

         Особый раздел настоящей программы  посвящен описанию ее содержания; здесь подробно обозначены вопросы, которые следует рассмотреть преподавателю в процессе изучения каждой темы; прописаны новые для учащихся понятия;  обозначен необходимый для разбора и прослушивания музыкальный материал.

         «Методические рекомендации» выделены авторами  программы в отдельный раздел. Здесь дана характеристика основных методов обучения, используемых на уроках музыкальной литературы, даны практические рекомендации для преподавателя музыкальной литературы по формированию у учащихся понятийного мышления, умений слушать музыку, разбирать музыкальные произведения и рассказывать о музыке.

         Список рекомендуемой литературы изложен в алфавитном порядке, разделен на два раздела: первый адресован учащимся, второй- преподавателям музыкальной литературы.

Детские школы искусств в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.

В ДШИ учащиеся хореографического отделения постоянно встречаются с классической и современной музыкой (музыкальное сопровождение танцев, этюдов, учебных танцевальных комбинаций). Ученики должны слышать и слушать предложенный музыкальный материал, эмоционально сливаясь с ним. Образность музыки ассоциируется с хореографическим образом. Музыка позволяет раскрыть образ, содержание танца.

Отсюда, цель настоящей программы: научить учащихся внимательно слушать музыку, воспринимать ее эмоционально, размышлять о ней, вдумываться в ее художественный смысл.

Задачи :

Образовательные:

  • расширение музыкального кругозора,
  • приобщение к разносторонним знаниям о музыке,
  • формирование активных музыкально- слуховых представлений, понятийного мышления, коммуникативных навыков,
  • формирование специальных умений: эстетического восприятия музыки, анализа произведений и умения рассказать о прослушанных произведениях;

      Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к музыке, умения видеть и понимать прекрасное,
  • развитие способности откликаться на выразительность художественных образов музыки,
  • воспитание слушательской культуры, культуры «чувств», эстетического вкуса,
  • формирование нравственных идеалов и качеств, уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям и культуре, уважения к музыкальным традициям других культур.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков музыкальной литературы, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках музыкальной литературы воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы, а также от качества исполнения или воспроизведения музыки, методов ее преподнесения и других учебных условий. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Настоящая программа по музыкальной литературе имеет точно установленное содержание. Им являются выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства, жизнь и творческая деятельность великих композиторов, различные явления музыкально- общественной жизни, а также многие теоретические понятия о музыке. Все это выявляет синтетическую природу содержания курса. Музыка рассматривается здесь как явление искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и социально- общественной жизни. Теория музыки составляет слагаемое музыкальной литературы: рассмотрение теоретических понятий в курсе  подчинено анализу тех или иных художественных произведений, а сами понятия служат инструментом этого анализа. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров народной и профессиональной музыки, с выразительными средствам музыкальной речи, структурой произведений, инструментами симфонического оркестра, осваивают специальную терминологию. В состав содержания музыкальной литературы входят практические музыкальные умения, овладение которыми позволит самостоятельно пополнять знания, свободно общаться с музыкой:

  • умение слушать серьезную музыку. Его следует рассматривать как результат воспитания и опыта. «Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее… Более того, можно смело сказать, что не умеющий слушать музыку никогда не научится по- настоящему хорошо ее исполнять…, а все историко- теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства. Настоящее … восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком- либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» (Д.Б. Кабалевский);
  • умение разбирать музыкальные произведения, владеть доступными приемами анализа музыки. Только изучение музыки посредством разбора отдельных произведений обеспечит ее настоящее знание и поможет надолго сохранить в памяти своеобразие каждого сочинения. На уроках музыкальной литературы, являясь одной из главных учебных задач, анализ приобретает комплексный характер, охватывая содержание и выразительные средства музыки в целом, в том числе, структуру, приемы изложения, тембр, а порою, и характер исполнения. Анализ произведения воедино связывает восприятие музыки со знаниями о ней, взаимно их обогащая;
  • умение рассказывать о музыке. Оно непосредственно связано с результатами прослушивания и разбора произведений и является специфическим для курса музыкальной литературы. Прежде всего – это умение выразить свои впечатления о музыке, охарактеризовать содержание произведения и толково объяснить его композицию, а также отдельные выразительные особенности. Умение убедительно говорить о музыке позволяет глубже осмысливать и полнее выявлять свои музыкальные познания.

Организация учебного процесса.

На основе образовательной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по музыкальной литературе являются календарно- тематическими. В них указываются даты проведения уроков, содержание занятия в виде наименования темы. В конце каждой четверти, как правило, планируется итоговый урок по пройденному материалу. Календарно- тематический план является обязательным документом, когда как поурочные планы и конспекты уроков разрабатываются преподавателем в зависимости от необходимости.

Работа школьников  в классе должна быть соответствующим образом организована. Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок музыкальной литературы является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием.

Уроки музыкальной литературы следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей. И в различных вариантах сочетаются все основные виды учебной деятельности: опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, его закрепление, проверка усвоения знаний и навыков, объяснение домашнего задания. На уроке должно быть предусмотрено время для прослушивания всей необходимой музыки. Кроме того, практикуются и повторительно- обобщающие (контрольные) уроки, которые проводятся в конце каждой четверти или при завершении достаточно крупного раздела программы.

Контроль успеваемости учащихся на уроках музыкальной литературы.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия музыкальной литературой, как и всей системой уроков по предмету, является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Формы контроля:

  • индивидуальный устный или письменный опрос (дает возможность преподавателю обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух).
  • Фронтальный устный  или письменный опрос (дает возможность преподавателю довольно быстро осуществить проверку знаний большинства учеников).

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся, так и при опросе),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков по пройденным разделам программы, как правило, по темам).
  • Итоговая аттестация проходит в форме зачета.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета, видом контроля.

При оценке знаний и навыков по музыкальной литературе рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподавателю следует убедиться, что отвечающий: знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, владеет приемами учебной работы, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной и письменной формах. При оценке ответов учитываются также объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать из него основное и хорошо спланировать ответ, наличие и качество музыкально –слуховых представлений, количество и характер ошибок, дополнительные познания, самостоятельность, убежденность, темп ответа и т.п.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей в сфере музыкальной литературы, она должна не только оценивать знания по результатам самостоятельной работы дома, но и учитывать качество их труда в классе. В последнем случае появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество ответов.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам текущего опроса и обобщающей контрольной проверки. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценивания обученности по музыкальной литературе.

4 класс.

Понятийные знания.

«5»

Учащийся отлично владеет музыкальной терминологией, может объяснить своими словами содержание понятия, правильно применяет устной речи или в письменных работах.

«4»

Учащийся адекватно оперирует теоретическими понятиями в различных видах деятельности, но не достаточно свободно использует терминологию (забывает название, путает с другими терминами).

«3»

При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Информативные знания.

«5»

Учащийся хорошо знает изучаемый материал, умеет пересказывать или вести диалог (обсуждение) по данной теме.

«4»

Учащийся демонстрирует достаточно хорошее знание материала, но допускает неточности или забывает отдельные необходимые факты при изложении содержания темы в устной форме (в ответах на вопросы или  в процессе диалога).

«3»

Учащийся имеет представление об изучаемом материале, но его знания недостаточно осознаны и точны, испытывает затруднения при ответе на вопросы и в процессе ведения диалога по данной теме.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Аналитические умения.

«5»

Учащийся достаточно хорошо рассказывает о своих впечатлениях от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности, использованные композитором, определяет простейшие музыкальные формы и жанры (в соответствии с программой).

«4»

Учащийся может рассказать о своих впечатлениях о прослушанной музыки, определить характер произведения, жанровые особенности, допускает неточности в определении средств выразительности и определении простейших музыкальных форм, иногда затрудняется перечислить их.

«3»

Учащийся определяет характер произведения, его жанровые особенности, но затрудняется перечислить использованные композитором средства музыкальной выразительности после прослушивания, неправильно определяет форму произведения, скупо выражает свои впечатления от прослушанной музыки.

«2»

Отсутствие умения анализировать музыкальное произведение на слух.

5-6 класс.

Понятийные знания

«5»

Учащийся отлично владеет музыкальной терминологией, может объяснить своими словами содержание понятия, правильно применяет устной речи или в письменных работах.

«4»

Учащийся адекватно оперирует теоретическими понятиями в различных видах деятельности, но не достаточно свободно использует терминологию. Не может точно объяснить содержание понятий.

«3»

При использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2»

Полное отсутствие понимания теоретических понятий, неумение пользоваться ими в практической деятельности.

Информативные знания.

«5»

Учащийся хорошо знает изучаемый материал, умеет пересказывать или вести диалог (обсуждение) по данной теме, излагать его в письменной форме, владеет навыком конспектирования.

«4»

Учащийся демонстрирует достаточно хорошее знание материала, но допускает неточности или забывает отдельные необходимые факты при изложении содержания темы в устной или письменной форме.

«3»

Учащийся имеет представление об изучаемом материале, но его знания недостаточно осознаны и точны, испытывает затруднения при ответе на вопросы и в процессе пересказа содержания предмета, изучения и ведения диалога по данной теме.

«2»

Полное отсутствие представлений об изучаемом предмете.

 

Аналитические умения.

«5»

Учащийся образно описывает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности и жанровые особенности.

«4»

Учащийся образно описывает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, слышит и называет средства выразительности и жанровые особенности, допускает неточности в определении структурных компонентов произведения.

«3»

Учащийся скупо выражает свои впечатления от прослушанной музыки, определяет характер произведения, его жанровые особенности, но затрудняется перечислить использованные композитором средства музыкальной выразительности после прослушивания, неправильно определяет форму произведения.

«2»

Отсутствие умения анализировать музыкальные впечатления.

 

Знание музыкального материала.

«5»

Учащийся хорошо ориентируется в музыкальном материале, на слух точно определяет музыкальное произведение и грамотно записывает его автора и название, может определить стиль автора даже в незнакомом произведении.

«4»

Учащийся хорошо ориентируется в музыкальном материале, но допускает отдельные ошибки или недочеты в определении на слух музыкального произведения (например, неправильно указано действие оперы, тема симфонии и т.п.), при записи фамилии автора и названия.  В определении стиля композитора в незнакомом произведении допускает ошибки.

«3»

Учащийся довольно поверхностно знает музыкальный материал, допускает многочисленные ошибки и недочеты в определении на слух музыкального произведения, безграмотно пишет фамилии и названия.

«2»

Учащийся плохо знает музыкальный материал.

Перечень дидактических средств, используемых для реализации программы.

  • Литература для преподавателей,
  • Литература для учащихся,
  • Компакт диски,
  • Аудиокассеты,
  • Пластинки,
  • Музыкальный центр,
  • Проигрыватель,
  • Репродукции картин,
  • Портреты композиторов,
  • Тесты.

Программа устанавливает срок реализации 3 года и адресована подросткам – учащимся среднего школьного возраста 10–14 лет. Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический». Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь мысленно охватить значительный материал, аргументировать суждения, сделать выводы. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно – воспитательного процесса, которые складываются в средних классах (4-7), благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий. Появление музыкальной литературы в 4 классе ДШИ, когда учащиеся вступают в учебную деятельность в новом «возрастном качестве», а в средней школе уже изучают основы наук, открывает немалые возможности для интенсификации музыкального воспитания, для сближения занятий музыкой с жизнью. Без музыкальной литературы нет ныне пути к музыкальной образованности, к овладению основами музыкальной литературы.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения.

1. Овладение понятиями. Они должны стать органичным компонентом музыкального мышления школьников, а их осмысление, запоминание и применение – одних из основных показателей качества усвоения содержания музыкальной литературы как учебной дисциплины. Овладев понятийным аппаратом предмета, школьник навсегда сохраняет способность осмысленно подойти к любому явлению, относящемуся к данной области.

2. Овладение специальными знаниями и практическими навыками: эстетическое восприятие музыки (умение слушать серьёзную музыку, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, восприятие культуры эстетических чувств), анализ произведений, умение рассказать о прослушанных сочинениях.  

Категория: Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 484 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz