Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 25.04.2024, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Предпрофессиональные программы для теоретиков

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "История искусства" (для детей в возрасте от 10,5 лет)
24.04.2015, 12:22

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство – это особый вид человеческой деятельности, особый художественный язык, на котором «переговариваются» страны и эпохи. Изучение искусства разных эпох с древнейших времён до  современности расширяет кругозор учащихся, развивает их эмоциональную сферу, формирует их духовные и эстетические воззрения.                                                        

Предмет «История искусства» знакомит учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства с присущим им изобразительно-выразительным языком, а также с наиболее выдающимися произведениями искусства как документами эпохи – с одной стороны, и как важным фактором развития личности учащихся – с другой.

         В любом произведении искусства есть нечто временное, конкретно-историческое, что принадлежит своему времени, и непреходящее, общечеловеческое, вечное. Новое в искусстве не вытесняет старое, а пополняет сокровищницу гуманистического опыта человечества. Поэтому шедевры искусства не умирают, они всегда с человеком, их роль и значение в жизни не уменьшаются, а возрастают. Отсюда, главная задача их изучения в курсе «Истории искусства» состоит в формировании у учащихся самостоятельного подхода к явлениям художественной культуры.

         В процессе обучения у учащихся вырабатывается некоторая система теоретических знаний об искусстве: искусство как своеобразная, художественно-образная форма познания действительности; историзм искусства (тематика, изобразительно-выразительные средства, виды и жанры), воплощённого в нём эстетического идеала, временное и общечеловеческое в нём; классовый характер искусства; своеобразие эмоционально-эстетического воздействия. Ученики узнают, что искусство выступает как своеобразное средство общения, передаёт накопленный опыт, расширяет видение мира, обогащает сферу чувств,  несёт эстетические переживания и в целом выступает средством преобразования человека и окружающей его действительности.

Учебный предмет «История искусства» входит в вариативную часть дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ «Народные инструменты», «Струнные инструменты».

Программа рассчитана на четыре года обучения, для детей в возрасте от 10,5  лет. Реализация программы начинается с пятого года обучения учащихся в ДШИ.

При реализации учебной программы «История искусства» максимальная учебная нагрузка составляет 264 ч.; из них 132 ч. –аудиторные занятия, 132 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Цель предмета «История искусства» –  формирование у учащихся потребности общения с искусством; обучение  учащихся пониманию искусства; создание условий для целостного художественного эстетического развития личности ребенка.

Задачи предмета:

  • содействовать накоплению у учащихся достаточного визуального опыта,
  • научить учащихся  рассуждать об искусстве,
  • научить учащихся пользоваться терминологией,
  • формировать у учащихся информативные знания о стилевых различиях искусства разных эпох, исторических и культурных событиях каждого рассматриваемого времени;  биографических сведениях о деятелях искусства и их творческом наследии,
  • формировать у учащихся аналитические умения,
  • познакомить учащихся с иллюстративным материалом, формировать у учащихся способность определить эпоху создания произведения искусства, стиль, жанр, авторство. 

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Формы: 

  • беседа, рассказ;
  • просмотр и анализ иллюстративного материала (видеофильмов, репродукций);
  • творческие и практические задания;
  • опросы учащихся.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • метод стимулирования творческой активности учащихся.

Реализация программы «История искусства» требует наличия учебного кабинета, оснащенного учебной мебелью, доской,  специальными учебными пособиями, видеотехникой, достаточным количеством иллюстративного материала (репродукции произведений искусства, видеофильмы).

Также необходимо осуществление тесных межпредметных связей  «Истории искусства» с другими дисциплинами учебного плана: специальностью, ансамблем, музыкальной литературой.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием эстетического развития школьников.

Многочисленные связи соединяют музыку с изобразительным искусством. Связь эта закономерна. Ведь и музыка, и изобразительное искусство выросли, развивались и развиваются на единой почве.

Связь музыки и живописи открыта еще много веков назад. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. А художники находили в музыке темы для своих полотен.

Оба искусства пользуются одними понятиями, чтобы наиболее выразительно передать нужный образ. Так, для живописи важны понятия ритм, движение, гамма цвета, для музыки - звучание цвета, холодный и теплый звук.

С использованием связей музыки и живописи уроки специальности (ансамбля) и  музыкальной литературы проходят более эмоционально, так как у школьников повышается интерес к обучаемому материалу. Ученики учатся воспринимать, анализировать, высказывать о музыке свое впечатление и мнение, свою точку зрения. Использование полихудожественного подхода на уроках музыкальной литературы помогает учащимся ориентироваться не только в музыке, но и в живописи, в изобразительном искусстве; помогает узнать больше об эпохе, в которой жили, творили музыканты и художники.

Можно привести еще один интересный пример, когда синхронность в изучении живописи и музыки помогает объединить в сознании учеников разрозненные знания в единое целое, осуществить межпредметные связи, о необходимости которых говорит методико-педагогическая наука.

Охватывая взглядом программы по музыкальной литературе и специальности (ансамблю), явно намечаются и основные направления работы педагога по использованию произведений изобразительного искусства:

а) изучение биографии композитора (музыкальная литература). Совершенно необходимо привлечь примеры портретной живописи, графики, скульптуры.

б) работа над идейно-художественным содержанием музыкальных произведений (музыкальная литература, специальность, ансамбль). В этом случае уместными компонентами уроков могут быть произведения изобразительного искусства, близкие по тематике, художественным образам.

Безусловно, найти сюжетную или тональную параллель с изобразительным искусством в каждом музыкальном произведении невозможно, но этого и не следует делать, чтобы не превращать урок музыкальной литературы (специальности, ансамбля) в синтезирующий предмет. Цель другая - познакомить учащихся с эпохой, сделать звуковой образ зримым. При таком подходе, произведения изобразительного искусства не принизят достоинства и выразительные возможности музыки, а только обогатят ее.

Каждый вид искусства отражает реальность по - своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Полихудожественное воспитание помогает глубже развивать эстетические особенности детей, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для теоретиков | Добавил: DSHI
Просмотров: 509 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz