Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 28.03.2024, 19:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Предпрофессиональные программы для теоретиков

Программа уч. дисциплины "Музыкальная литература" доп. предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства
08.06.2015, 11:46

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Музыкальная литература» является базовой дисциплиной, которая имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для воспитания и обучения музыканта. Содержанием предмета  являются выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства, жизнь и творческая деятельность великих композиторов, различные явления музыкально - общественной жизни, а также многие теоретические понятия о музыке. Все это выявляет синтетическую природу содержания курса, что выделяет его среди других музыкальных дисциплин. Музыка рассматривается здесь как явление искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и социально - общественной жизни. Теория музыки составляет слагаемое музыкальной литературы: рассмотрение теоретических понятий в курсе  подчинено анализу тех или иных художественных произведений, а сами понятия служат инструментом этого анализа. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров народной и профессиональной музыки, с выразительными средствам музыкальной речи, структурой произведений, инструментами симфонического оркестра, осваивают специальную терминологию. В состав содержания музыкальной литературы входят практические музыкальные умения, овладение которыми позволит учащимся самостоятельно пополнять знания, свободно общаться с музыкой, быть ее пропагандистами:

  • умение слушать серьезную музыку;
  • умение разбирать музыкальные произведения, владеть доступными приемами анализа музыки;
  • умение рассказывать о музыке.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Учебный предмет «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».

Программа рассчитана на пять лет обучения, для детей в возрасте от 9,6 лет.  Реализация программы начинается с четвертого года обучения учащихся в ДШИ.

При реализации учебной программы «Музыкальная литература» максимальная учебная нагрузка составляет 346,5 ч.; из них 181,5 ч. – аудиторные занятия, 165 ч.  – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Цель учебного предмета: приобщение учащихся к миру большого музыкального искусства, развитие у детей разносторонних музыкальных навыков, прежде всего, умения сознательно и эмоционально слушать музыку.

Задачи учебного предмета:

  • способствовать расширению музыкального кругозора учащихся,
  • приобщить учащихся к разносторонним знаниям о музыке,
  • формировать активные музыкально- слуховые представления, понятийное мышление, коммуникативные навыки учащихся,
  • формировать у учащихся специальные умения: эстетическое восприятие музыки, анализ произведений и умение рассказать о прослушанных произведениях;
  • воспитывать у учащихся интерес и любовь к музыке, умение видеть и понимать прекрасное,
  • развивать способность учащихся откликаться на выразительность художественных образов музыки,
  • воспитывать слушательскую культуру, культуру «чувств», эстетический вкус учащихся,
  • формировать у учащихся нравственные идеалы и качества, уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям и культуре, уважение к музыкальным традициям других культур,
  • подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Формы: 

  • объяснение, лекция, рассказ, беседа;
  • демонстрация музыки;
  • наблюдение музыки по нотам;
  • обращение к изобразительным средствам наглядности;
  • обучение эстетическому восприятию музыки;
  • слуховой анализ музыкальных произведений;
  • исполнение на инструменте тематического материала музыкальных произведений.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  • по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
  • по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,

4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,

5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,

6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.

Музыкальные произведения и знания о музыке, включенные в программу, отобраны и систематизированы с учетом художественной природы музыкального искусства, исторической и социальной обусловленности его явлений и требований дидактики.  Программа предлагает преподавателю учебный материал, организованный в систему знаний, адаптированную к познавательной деятельности учащихся. Чтобы учебный материал лучше и с меньшими усилиями усваивался учащимися, в программе осуществлена его группировка в темы и разделы по сходству содержания, общности дидактических задач и степени сложности. Количество и последовательность разделов программы определяют ее структуру.

В первом разделе программы подбор произведений и их расположение (от небольших вокальных и инструментальных произведений народной, классической и современной музыки – к театральным видам музыки) позволяет решать учебные задачи с последовательным возрастанием их сложности. Здесь содержатся разнообразные знания информативного характера о конкретных музыкальных произведениях, их авторах, вводится немало специальных понятий. На первом году обучения предусматривается и достаточное разнообразие форм учебной работы: прослушивание музыки и ее наблюдение по нотам, выявление содержания произведений и характеристика их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, запоминание и узнавание музыки. Приобретение знаний с первых же уроков должно идти параллельно с формированием специальных умений, касающихся восприятия и разбора музыки, ее словесной характеристики. По совокупности своего содержания и учебных целей, данный раздел имеет подготовительную направленность и может быть охарактеризован как вводный.

Основной учебный материал изучается в последующих  разделах программы, посвященных классикам европейской, русской музыки, отечественным и зарубежным композиторам 20 века. Пятилетний курс музыкальной литературы не может не учитывать музыкально – исторический процесс и изучать музыку вне его закономерностей. Исторически последовательное ознакомление с искусством позволяет полнее увидеть взаимосвязь музыкальных явлений, ощутить стилевое различие музыки разных эпох и индивидуальностей, качественнее усвоить музыкальные понятия. В границах того или иного исторического периода естественно выстраивается и система уроков, при которой все они оказываются взаимосвязаны единством содержания, общностью музыкального материала. Так, при изучении венских классиков, становится возможным последовательное освоение крупных инструментальных произведений (сонаты, симфонии), а при изучении русских–освоение оперы. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского- Корсакова и Чайковского, в рамках такой системы, можно рассматривать уже в русле общего развития русской художественной культуры 19 века, связывая это развитие с содержанием учебных курсов истории, литературы и изобразительного искусства средней школы. Обучение музыке при этом становится более содержательным и насыщенным в идеологическом отношении, а изучение русской классики – важнейшего раздела программы – получает необходимую глубину, цельность и патриотическую направленность.

Начиная со второго года обучения, программа строится в соответствии с историко–художественным процессом, а учебный материал группируется в монографические темы, посвящённые отдельным выдающимся композиторам. Каждая такая тема предусматривает знакомство с биографией и несколькими произведениями (примечание: нарушение хронологической последовательности при изучении учебного материала в течение 2 года обучения связано с освоением учащимися тем «Иоганн Себастьян Бах» и вводной к ней «Искусство барокко»; мы считаем целесообразным перенести изучение этих тем на конец учебного года, поскольку они содержат довольно сложные для учащихся музыкально – исторические и теоретические понятия).

Последовательное введение новых тем и разделов без возвращения к ним в последующих классах определяет, так называемое, линейное расположение учебного материала в программе. В то же время, при освоении основных музыкальных понятий неизбежен концентризм, когда имеет место возвращение к пройденному, но уже на более сложном музыкальном материале (движение по спирали). Это обусловлено тем, что многие из музыкальных понятий не могут быть усвоены учащимися сразу, ввиду сложности и ёмкости их содержания, многозначности конкретных проявлений. В то же время знакомство с ними на данном этапе обучения бывает необходимо для последующего изучения курса и для практической музыкальной деятельности школьников.

Реализация программы «Музыкальная литература» требует наличия оборудованного учебного кабинета (учебная мебель, доска, аудио – и видеоаппаратура, фортепиано); библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно- и аудиотеки.

Воспитательное и образовательное значение музыкальной литературы как учебного предмета определяется и ее разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин ДПОП в области музыкального искусства. Можно выделить две основы для осуществления межпредметных связей:

  1. слуховая природа учебной деятельности учащихся,
  2. значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ.

Один из видов работы на уроке музыкальной литературы – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора.  Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках музыкальной литературы, как исполнение тематического материала музыкальных произведений.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для теоретиков | Добавил: DSHI
Просмотров: 366 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz