ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО»
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сольфеджио – базовая дисциплина учебных планов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Сольфеджио закладывает основы музыкально-теоретических знаний; данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей. В курсе сольфеджио решаются общие задачи воспитания слуха, необходимого музыкантам всех специальностей, поскольку решение частных задач естественным путем выносится за пределы сольфеджио (в исполнительские классы, музыкальную литературу), где слух проходит адаптацию и дальнейшее совершенствование в новых условиях. Иначе говоря, слуховые представления, сформированные в курсе сольфеджио, способствуя решению специфичных задач других предметов, одновременно укрепляются и обогащаются в теоретических и исполнительских дисциплинах.
Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального слуха. Сольфеджио предполагает пять основных форм работы:
- сольфеджирование и пение с листа,
- воспитание чувства метроритма,
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух),
- музыкальный диктант,
- воспитание творческих навыков.
Учебно-музыкальный материал, используемый на уроках, позволяет знакомить школьников с лучшими образцами музыкального искусства, формировать потребность в общении с ним.
Программа учебного предмета «Сольфеджио» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Учебный предмет «Сольфеджио» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Сольфеджио» максимальная учебная нагрузка составляет 641,5 ч.; из них 378,5 ч. – аудиторные занятия, 263 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи учебного предмета:
- целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти как основы для практических навыков;
- воспитание основ аналитического восприятия обучающихся, осознания ими некоторых закономерностей организации музыкального языка;
- формирование практических навыков обучающихся и умения использовать их в комплексе (при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования);
- выработка у обучающихся слуховых представлений,
- подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
- сольфеджирование музыкальных примеров в одно- и двухголосном изложении, в том числе, и с листа;
- интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
- слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
- метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
- различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д.;
- транспонирование мелодий;
- построение интервалов, аккордов, ладов,
- проигрывание на фортепиано мелодий, интервалов, аккордов, ладов.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- проблемно- поисковый;
- метод игровой мотивации (использование дидактических игр);
- научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса).
Реализация программы «Сольфеджио» требует наличия: учебного кабинета (учебная мебель, доска, фортепиано, аудиоаппаратура), библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной, методической литературой и учебными пособиями; фоно- и аудиотеки, дидактического материала. Также необходимо осуществление тесных межпредметных связей сольфеджио с другими дисциплинами учебного плана: специальностью, хором, музыкальной литературой. Поскольку одной из важнейших задач курса «Сольфеджио» является воспитание музыкального слуха – главного орудия музыканта, его развитие не должно ограничиваться занятиями сольфеджио. Вся музыкальная деятельность в любом виде – слушание музыки, пение, игра на инструменте – способствует активному развитию музыкальности и музыкального слуха. Занятия по специальности, хору, музыкальной литературе, сольфеджио должны выполнять общую и главную задачу – развитие музыкально-творческой личности учащихся.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |