ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХОРОВОЙ КЛАСС»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Предмет «Хоровой класс» занимает важное место в структуре учебного плана ДШИ, поскольку хоровое пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Программа учебного предмета «Хоровой класс» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет «Хоровой класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Хоровой класс» максимальная учебная нагрузка составляет 477 ч. ч.; из них 345,5 ч. – аудиторные занятия, 131,5 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая.
Цель учебного предмета: создание детского хорового коллектива как основы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
Задачи:
- развитие познавательного интереса учащихся к вокально-хоровому творчеству;
- овладение учащимися вокально-певческими навыками: чистота интонирования, певческая дикция, дыхание и артикуляция, многоголосие;
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся;
- воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;
- развитие личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии;
- развитие навыка публичного выступления.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- вокально-хоровая работа,
- формирование ансамбля и строя,
- сольмизирование и сольфеджирование хоровых партитур,
- развитие ритмических навыков,
- развитие координации слуха и голоса,
- работа над репертуаром,
- формирование исполнительских навыков,
- концертная деятельность.
Реализация программы «Хоровой класс» требует наличия:
- оборудованного учебного кабинета (хорошо освещенного и проветриваемого),
- фортепиано,
- аудиоаппаратуры,
- набора детских музыкальных инструментов,
- доски,
- зала для сводных репетиций и концертных выступлений,
- библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой.
Занятия в хоровом классе тесно связаны с занятиями сольфеджио и теорией музыки. Занятия в хоровом классе содержат элементы таких форм занятий, которые приняты на уроках сольфеджио: пение с листа, пение ступенями или сольфеджио наизусть, устный музыкальный диктант, определение на слух и т.д. На уроках сольфеджио рекомендуется в качестве музыкального материала для пения нот с листа, музыкального диктанта, определения на слух использовать, в том числе, и музыку из репертуара хора.
Необходимы связи хоровых занятий и с предметом «Специальность». Владение инструментом необходимо ученику для выучивания хоровых партий, для выработки навыков ансамбля в пении многоголосия путем самостоятельного пения с игрой партитуры.
Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |