Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 19.04.2024, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Предпрофессиональные программы для теоретиков

Программа учебной дисциплины "Слушание музыки" дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ
08.06.2015, 12:55

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально- исторических дисциплин  и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса «Слушание музыки» состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данный курс компенсирует бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта. О важности развития этих качеств у ребенка говорил исследователь С. Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзывчивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом, но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музыкальному искусству».

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения ДШИ. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.  

Курс является преамбулой к изучению музыкальной литературы.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Учебный предмет «Слушание музыки» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».

Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет три года.

При реализации учебной программы «Слушание музыки» максимальная учебная нагрузка  составляет 147 ч.; из них 98 ч. – аудиторные занятия, 49 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения  аудиторных учебных занятий – мелкогрупповая.

Цель учебного  предмета: формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Задачи учебного  предмета: 

  • создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения  и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
  • формировать у обучающихся основы  культуры слушания  и осознанное отношение к музыке;
  • накапливать опыт восприятия обучающимися произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
  • расширять эмоциональное отношение обучающихся  к музыке на основе восприятия;
  • развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение обучающихся;
  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
  • воспитывать у детей желание слушать и исполнять музыку;
  • поддерживать проявления оценочного отношения обучающихся  к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;
  • развивать у обучающихся способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Формы: 

  • беседа с учащимися,
  • слушание музыкальных произведений (фрагментов),
  • анализ отдельных выразительных средств;
  • определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета;
  • объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;
  • сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Реализация программы «Слушание музыки» требует наличия: учебного кабинета (учебная мебель, доска, видео- и аудиоаппаратура, фортепиано); библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно- и аудиотеки.  Также необходимо осуществление тесных межпредметных связей «Слушания музыки» с другими искусствами: литературой, живописью, театром и др., поскольку восприятие музыки детьми начинается с распознания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется полихудожественный подход, позволяющий применить синтез искусств.

Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

 

Категория: Предпрофессиональные программы для теоретиков | Добавил: DSHI
Просмотров: 388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz