ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА»
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ
в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Фортепиано»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для учащихся «Коркинской детской школы искусств», а между тем двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить ощущение эпохи, ее духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоев общества. Музыканты прошлого XX столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важным выражать идеи и мировоззрения своего поколения, этнической и общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы – как созидательные, так и разрушительные.
Среди аудитории учащихся КДШИ есть поклонники рок- и поп- музыки, джаза. С одной стороны, подростки очень интересуются современной музыкой, с другой – не имеют возможность реализовать этот интерес в рамках базовых предметов школы. Поэтому главная функция курса «Современная музыка» - создать условия для реализации этого интереса.
В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня и др.).
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, рэп, диско и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как произведения джаза, рок-музыки, киномузыки, латиноамериканской музыки, кантри, авторской песни, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.
В этой связи мы считаем необходимым разработку специального курса «Современная музыка», предусматривающего изучение широкого круга явлений, происходящих в современной музыкальной культуре.
Учебный предмет «Современная музыка» входит в вариативную часть дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Фортепиано».
Программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы начинается с 8 года обучения учащихся в ДШИ.
При реализации учебной программы «Современная музыка» максимальная учебная нагрузка составляет 66 ч.; из них 33 ч. – аудиторные занятия, 33 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: ознакомление учащихся с основными направлениями современной музыки и творческими достижениями музыкального искусства XX- начала XXI веков.
Задачи учебного предмета:
- изучение учащимися творческих явлений в музыке XX- начала XXI веков,
- формирование у учащихся способностей эстетического восприятия, обоснованного суждения и критической оценки явлений в области современной музыки, понимания произведений музыкального искусства различных стилей и жанров,
- расширение общеэстетического и культурного кругозора учащихся,
- воспитание у учащихся музыкального вкуса.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- беседа с учащимися (в том числе, с элементами дискуссии);
- слушание музыкальных произведений (фрагментов);
- анализ выразительных средств музыки;
- объяснение (аргументация) учащимся своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
Реализация программы «Современная музыка» требует наличия учебного кабинета, учебных пособий, видео- и аудиотеки, видео- и аудиоаппаратуры. Также необходимо осуществление тесных межпредметных связей «Современной музыки» с другими дисциплинами учебного плана: специальностью, ансамблем, музыкальной литературой, поскольку все они способствуют формированию у подростков музыкальной культуры.
Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |