ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОДБОР ПО СЛУХУ»
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучаясь игре на инструменте, дети часто испытывают желание перенести на него знакомые им песни. Мы, преподаватели, должны поощрять это стремление и использовать его для развития общих музыкальных способностей учащихся, предоставляя им возможность играть мелодии песен с придуманным собственным сопровождением.
Многолетние наблюдения за учащимися, а так же накопленный практический опыт ряда преподавателей ДМШ И ДШИ, показывают, что развитие творческой инициативы играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка. Она также повышает интерес детей к музыкальным занятиям.
Творчество и все его проявления предполагают самостоятельную деятельность ребенка, благодаря чему он психологически раскрывается, усваивает теоретический материал; у учащегося развивается аналитическое и образное мышление.
С целью развития творческих способностей и навыков учащихся, а также учитывая пожелания наших детей и их родителей, в учебные планы МБОУДОД «КДШИ» введён предмет по выбору: «Подбор по слуху». Введение данного предмета мотивировано и тем, что, в перспективе, он должен помочь учащимся систематизировать и лучше усвоить важные темы и формы работы предмета «Сольфеджио» (например: «Тональность», «Виды аккордов», «Импровизация», «Транспонирование», «Воспитание чувства метроритма»). Систематически уделяя этой работе внимание, педагог может лучше подготовить наиболее способных учеников, к последующей профессиональной деятельности, а всех остальных – к участию в любительском музицировании, что соответствует желанию и представлению родителей.
Учебный предмет «Подбор по слуху» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Подбор по слуху» максимальная учебная нагрузка составляет 526 ч.; из них 263 ч. – аудиторные занятия, 263 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения аудиторных учебных занятий – индивидуальная.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством приобретения ими навыков самостоятельного подбора мелодий с аккомпанементом, исполнения их, испытывая при этом радость и удовлетворение от творческой деятельности.
Задачи программы:
- Активизация и развитие музыкального слуха учащихся;
- Приобретение учащимися навыков подбора мелодии и аккомпанемента;
- Формирование у учащихся умения гармонизовать мелодию по буквенному обозначению аккордов;
- Стимулирование инициативы учащихся и потребности к самовыражению;
- Развитие у учащихся навыков самостоятельного творчества;
- Формирование у учащихся комплекса слуховых и исполнительских навыков, достаточных для любительского музицирования;
- Изучение учащимися репертуара, включающего произведения вокальной музыки с целью подбора на фортепиано.
Воспитательные задачи программы: посредством ознакомления с образцами вокальной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:
- Духовные силы и творческие способности;
- Эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное;
- Уважение к традициям и культуре своего народа;
- Культуру чувств;
- Кругозор;
- Прекрасные возвышенные эмоции;
- Чувство коллективизма, характер, учебную дисциплину.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические,
- по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом,
7. Методы социального воспитания: повышение коммуникабельности, воспитание морально-этических принципов социального поведения, формирование нравственности посредством песенного материала.
Формы:
- Организация игрового аппарата (упражнения);
- Подбор музыки по слуху;
- Чтение с листа;
- Разбор и выучивание нового репертуара;
- Игра в ансамбле;
- Освоение музыкальной грамоты;
- -Воспитание навыков самостоятельной работы (выучивание наизусть);
- -Воспитание навыка аккомпанирования подобранной песни поющему.
Реализация программы «Подбор по слуху» требует наличия: оборудованного учебного кабинета (фортепиано); библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиотехники.
Также необходимо осуществление теснейших связей предмета «Подбор по слуху» с предметами «Сольфеджио» и «Фортепиано». Подбор по слуху - навык, требующий взаимосвязи зрительного видения звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений, четкой координации в движении рук и ориентации на клавиатуре. Задача начального периода обучения - сформировать первоначальные элементарные умения, которые смогут обеспечить плавный переход к подбору по слуху. Этой задаче подчинены формы работы на уроках сольфеджио: развитие у учащихся чувства ритма, лада, ощущения высоты звука (что немало важно для интонации), в дальнейшем – формирование у учащихся:
- чувства смены гармонических функций,
- умения записать подобранную мелодию,
- знания буквенных обозначений тональностей,
- знания главных трезвучий лада с их обращениями и умения делать их плавное соединение,
- чувства отклонения в параллельную, доминантовую и родственные тональности.
На первоначальном этапе подготовки к подбору по слуху важны упражнения на развитие у учащихся ориентации на клавиатуре и нотном стане, а так же необходимо приобретение технического навыка игры на фортепиано. Элементарные навыки игры на фортепиано так же нужны и на уроках сольфеджио с первых дней обучения.
Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |