Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для теоретиков [8]
Общеразвивающие программы для теоретиков нового образца [4]
Общеразвивающие программы для теоретиков старого образца [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Понедельник, 21.08.2017, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для теоретиков » Предпрофессиональные программы для теоретиков

Программа учебных дисциплины "Подбор по слуху" дополнительных предпрофессиональных программ
08.06.2015, 12:50

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОДБОР ПО СЛУХУ»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные  инструменты», «Струнные инструменты»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Обучаясь игре на инструменте,  дети часто испытывают  желание перенести на него знакомые им песни. Мы, преподаватели,  должны поощрять это стремление и использовать его для развития общих музыкальных способностей учащихся, предоставляя им возможность играть мелодии песен с придуманным собственным сопровождением.

           Многолетние наблюдения за учащимися, а так же накопленный практический опыт ряда преподавателей ДМШ И ДШИ, показывают, что развитие творческой инициативы играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка. Она также повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

          Творчество и все его проявления предполагают самостоятельную деятельность ребенка, благодаря чему он психологически раскрывается, усваивает теоретический материал;  у учащегося развивается аналитическое и образное мышление.

          С целью развития творческих способностей и навыков учащихся, а также учитывая пожелания  наших детей и их родителей, в  учебные планы МБОУДОД «КДШИ» введён предмет по выбору: «Подбор по слуху». Введение данного предмета мотивировано и тем, что, в перспективе, он должен помочь учащимся систематизировать и лучше усвоить важные темы и формы работы предмета «Сольфеджио» (например: «Тональность», «Виды аккордов», «Импровизация», «Транспонирование», «Воспитание чувства метроритма»). Систематически уделяя этой работе внимание, педагог может лучше подготовить наиболее способных учеников,  к последующей профессиональной деятельности, а всех остальных – к участию в любительском музицировании, что соответствует желанию и представлению родителей.

Учебный предмет «Подбор по слуху» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты».

Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.

При реализации учебной программы «Подбор по слуху» максимальная учебная нагрузка составляет 526 ч.; из них 263 ч. – аудиторные занятия, 263 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения аудиторных учебных  занятий – индивидуальная.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством приобретения ими навыков самостоятельного подбора мелодий с аккомпанементом, исполнения их, испытывая при этом радость и удовлетворение от творческой деятельности.

Задачи программы:

  • Активизация и развитие музыкального слуха учащихся;
  • Приобретение учащимися навыков подбора мелодии и аккомпанемента;
  • Формирование у учащихся умения гармонизовать мелодию по буквенному обозначению аккордов;
  • Стимулирование инициативы учащихся и потребности к самовыражению;
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельного творчества;
  • Формирование у учащихся комплекса слуховых и исполнительских навыков,  достаточных для любительского музицирования;
  • Изучение учащимися репертуара, включающего произведения вокальной музыки с целью подбора на фортепиано.

Воспитательные задачи программы: посредством ознакомления с образцами вокальной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • Духовные силы и творческие способности;
  • Эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное;
  • Уважение к традициям и культуре своего народа;
  • Культуру чувств;
  • Кругозор;
  • Прекрасные возвышенные эмоции;
  • Чувство коллективизма, характер, учебную дисциплину.

 В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 

Методы: 

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  • по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические,
  • по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,

4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,

5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,

6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом,

7. Методы социального воспитания: повышение коммуникабельности, воспитание морально-этических принципов социального поведения, формирование нравственности посредством песенного материала.

Формы: 

  • Организация игрового аппарата (упражнения);
  • Подбор музыки по слуху;
  • Чтение с листа;
  • Разбор и выучивание нового репертуара; 
  • Игра в ансамбле;
  • Освоение музыкальной грамоты;
  • -Воспитание навыков самостоятельной работы (выучивание наизусть);
  • -Воспитание навыка аккомпанирования подобранной песни поющему.

Реализация программы «Подбор по слуху» требует наличия: оборудованного учебного кабинета (фортепиано);   библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой;  фоно – и аудиотеки,  аудиотехники.

Также необходимо осуществление теснейших  связей предмета «Подбор по слуху» с предметами «Сольфеджио» и «Фортепиано». Подбор по слуху -  навык, требующий взаимосвязи зрительного видения звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений, четкой ко­ординации в движении рук и ориентации на клавиатуре. Задача начального периода обучения - сформировать первоначальные эле­ментарные умения, которые смогут обеспечить плавный переход к подбору по слуху. Этой задаче подчинены формы работы на уроках сольфеджио: развитие у учащихся чувства ритма, лада, ощущения  высоты звука (что немало важно для интонации), в дальнейшем – формирование у учащихся:

  • чувства смены гармонических функций,
  •  умения записать подобранную мелодию,
  •  знания буквенных обозначений тональностей,
  • знания главных трезвучий  лада с их обращениями и умения делать их плавное соединение,
  •  чувства отклонения в параллельную, доминантовую и родственные тональности.

   На первоначальном этапе подготовки к подбору по слуху  важны упражнения на развитие у учащихся  ориентации на клавиатуре и нотном стане, а так же необходимо приобретение технического навыка игры на фортепиано. Элементарные  навыки игры на фортепиано так же нужны и на уроках сольфеджио с первых дней обучения. 

Структура программы включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для теоретиков | Добавил: DSHI
Просмотров: 211 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz