Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для виолончелистов [1]
Общеразвивающие программы для виолончелистов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для виолончелистов старого образца [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 23.04.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для виолончелистов » Общеразвивающие программы для виолончелистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств (5-летний срок обучения)
14.04.2015, 13:10

ВИОЛОНЧЕЛЬ

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Настоящая программа (автор – преподаватель виолончели  МКОУ ДОД ДМШ № 2 Гончарь Г.А.) является второй редакцией программы «Виолончель» для учащихся струнного отделения (срок реализации - 5 лет), составленной в 2004 году на основе программы «Скрипка, виолончель» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, утвержденной Министерством Культуры СССР в 1989 г. Потребность в разработке объясняется необходимостью учитывать в повседневной педагогической практике индивидуальные особенности каждого ребенка, обучающегося на струнном отделении.

  Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  первая редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Автор программы, на основе своего опыта работы  с детьми, внесла в программу 2008 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно-методической продукции. Автор более четко формулирует целевой компонент программы,  акцентирует внимание на ее воспитательном аспекте, обозначает прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дает характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

Кроме того,  откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках,
  • формы контроля успеваемости, технические требования по классам, годовые требования по классам.

«Методические рекомендации» выделены автором настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны некоторые приемы работы над произведениями,  чтением с листа нотного текста, подбором по слуху, транспонированием, ансамблями, техникой, а также даны рекомендации по планированию педагогического процесса.

      В основу программы положен принцип дифференцированного подхода к обучению детей, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение автора к решению данной проблемы является крайне  современным. 

 Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям виолончели.

Во второй редакции программы (2013 г.) откорректирован раздел «Формы контроля успеваемости», что обусловлено необходимостью разработки единого графика и единого содержания форм отчетности всех программ учебных дисциплин  струнного отделения, реализующихся в школе.

Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе - один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.

Отличительная   особенность   данной   программы   в   том,   что   она построена с учетом условного разделения учащихся ДМШ на 3 группы:

1. группа «А» - учащиеся, которые, в перспективе, могут продолжить музыкальное образование в средних специальных учебных заведениях,

2. группа «В» - учащиеся со средними, поддающимися развитию, и хорошими музыкально-слуховыми данными,

3. группа «С» - учащиеся со слабыми музыкальными и физическими данными, с замедленным умственным развитием.

В каждой группе - свои цели и задачи музыкального образования.

Группа «А»

Цель: воспитание потенциального музыканта-профессионала.

Задачи:

  • активизация всей эмоционально-слуховой сферы;
  • интенсивное техническое развитие;
  • увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
  • воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над           различными проблемами;
  • воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.

Группа «В»

Цель:    воспитание   гармонически   развитой   личности    с    высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности.

Задачи:

  • формирование художественно-эстетических вкусов на лучших        образцах классической и современной музыки;
  • максимально возможное развитие виолончельных способностей  и технических навыков исполнительства;
  • выявление    индивидуальности    и    всестороннее    музыкальное развитие;
  • воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
  • овладение   навыками   концертного   выступления   и   освоения навыков коллективного музицирования.

Группа «С»

Цель: воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

Задачи:

  • привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
  • формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • формирование   комплекса   исполнительских   и   слуховых   навыков, достаточных для любительского музицирования,
  • воспитание навыков домашнего музицирования,
  • накопление музыкальных впечатлений.

Условное  деление  учащихся  на  группы  начинается   со   второго   года обучения.  

Воспитательные задачи программы:

Реализация воспитательных задач в классе виолончели становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложно-составными исполнительскими действиями виолончелиста и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.

Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДМШ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной мере - сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления внутренней потребности к занятиям музыкой, педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.

Одну из возможностей дифференциации форм и средств обучения для учащихся с различными уровнями способностей открывает сочетание методов обучения, базирующихся как на принципе сольного музицирования (лежащего в основе ныне действующих программ), так и на принципе совместно-разделенного музицирования, применяемого в коллективно-групповых формах обучения и, в том числе, в форме «учитель-ученик».

Совместное музицирование ученика и педагога призвано стимулировать подстройку внутренних приспособительных механизмов учащегося к условиям и требованиям игрового процесса. Дополняемое словесными пояснениями, исполнение педагога направляет внимание ученика на особенности звучания произведения и необходимые для его воплощения двигательно-игровые приемы. Одновременно педагог берет на себя восполнение недостающих у ученика компонентов образно- художественного, музыкально-звукового и организационного плана. В результате суммарная масса звучания такого ансамбля сама оказывается эффективным воспитательным средством.

В обстановке совместного исполнительства учебная работа предстает одной из форм воплощения ученика. Такой подход к учебному процессу открывает большие возможности для реализации творческих способностей и потребности самовыражения учащегося.

Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного виолончелиста должен стать системный подход, строящийся на:

  • всестороннем   развитии   потребностей   ребенка,   его   стремлении   к самовыражению;
  • последовательном    развитии    целостного    музыкально-образного    и исполнительского мышления;
  • общественно-значимом    выявлении   результатов    учебно-творческой работы.

Формы контроля успеваемости:

Успеваемость учащихся в игре на инструменте определяется по результатам выступлений на контрольных уроках, академических концертах, переводных экзаменах. Участие в конкурсах, а также в публичных концертах (при условии соответствия программы выступления требованиям академических проверок), приравнивается к выступлению на академическом концерте.

В I четверти (начиная со второго класса) проводится технический зачет (с оценкой), на котором исполняются  гамма, этюд (свободная форма исполнения).

В конце первого полугодия проводятся:

  • академический концерт (2-4 классы), на котором исполняются 2 произведения  кантиленного и технического характера (пьеса технического характера может быть заменена этюдом).
  • прослушивание выпускников (5 класс):  две разнохарактерные пьесы (по нотам).

В III четверти проводятся:

  • творческий зачет (2-5 классы). Программа зачета: самостоятельно выученное произведение (либо подбор по слуху), чтение с листа, термины;
  • прослушивание учащихся 1 класса (2 разнохарактерные пьесы).

В IV четверти проводятся:

  • прослушивание выпускников (5 класс): крупная форма, две разнохарактерные пьесы (наизусть),
  •  академический концерт (1-4 классы), на котором исполняются  две разнохарактерные пьесы, либо пьеса любого характера и крупная форма (крупная форма рекомендуется для исполнения, начиная с 3 класса).

В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертные оценки, выставляемые педагогом, на основании которых, а также результатов академических проверок, выводится итоговая (переводная) оценка.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • Карточки - ребусы для освоения нотной грамоты;
  • Аудиотехника;
  • Компактдиски;
  • Аудиокассеты;
  • Нотная литература для учащихся;
  • Популярная литература о музыке для учащихся;
  • Методическая литература для преподавателей.

Настоящая программа разработана для учащихся, обучающихся в ДМШ 5 лет.

Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста. 

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДМШ,
  • Читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • Транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
  • Словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

 

Категория: Общеразвивающие программы для виолончелистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 417 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz