ВИОЛОНЧЕЛЬ
программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа (автор – преподаватель виолончели МКОУ ДОД ДМШ № 2 Гончарь Г.А.) является второй редакцией программы «Виолончель» для учащихся струнного отделения (срок реализации - 5 лет), составленной в 2004 году на основе программы «Скрипка, виолончель» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, утвержденной Министерством Культуры СССР в 1989 г. Потребность в разработке объясняется необходимостью учитывать в повседневной педагогической практике индивидуальные особенности каждого ребенка, обучающегося на струнном отделении.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, первая редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Автор программы, на основе своего опыта работы с детьми, внесла в программу 2008 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно-методической продукции. Автор более четко формулирует целевой компонент программы, акцентирует внимание на ее воспитательном аспекте, обозначает прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дает характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
Кроме того, откорректированы и дополнены:
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках,
- формы контроля успеваемости, технические требования по классам, годовые требования по классам.
«Методические рекомендации» выделены автором настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны некоторые приемы работы над произведениями, чтением с листа нотного текста, подбором по слуху, транспонированием, ансамблями, техникой, а также даны рекомендации по планированию педагогического процесса.
В основу программы положен принцип дифференцированного подхода к обучению детей, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела; обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.
Список рекомендуемой литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям виолончели.
Во второй редакции программы (2013 г.) откорректирован раздел «Формы контроля успеваемости», что обусловлено необходимостью разработки единого графика и единого содержания форм отчетности всех программ учебных дисциплин струнного отделения, реализующихся в школе.
Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе - один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.
Отличительная особенность данной программы в том, что она построена с учетом условного разделения учащихся ДМШ на 3 группы:
1. группа «А» - учащиеся, которые, в перспективе, могут продолжить музыкальное образование в средних специальных учебных заведениях,
2. группа «В» - учащиеся со средними, поддающимися развитию, и хорошими музыкально-слуховыми данными,
3. группа «С» - учащиеся со слабыми музыкальными и физическими данными, с замедленным умственным развитием.
В каждой группе - свои цели и задачи музыкального образования.
Группа «А»
Цель: воспитание потенциального музыканта-профессионала.
Задачи:
- активизация всей эмоционально-слуховой сферы;
- интенсивное техническое развитие;
- увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
- воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами;
- воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
Группа «В»
Цель: воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности.
Задачи:
- формирование художественно-эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыки;
- максимально возможное развитие виолончельных способностей и технических навыков исполнительства;
- выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
- овладение навыками концертного выступления и освоения навыков коллективного музицирования.
Группа «С»
Цель: воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.
Задачи:
- привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
- формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных для любительского музицирования,
- воспитание навыков домашнего музицирования,
- накопление музыкальных впечатлений.
Условное деление учащихся на группы начинается со второго года обучения.
Воспитательные задачи программы:
Реализация воспитательных задач в классе виолончели становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложно-составными исполнительскими действиями виолончелиста и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.
Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДМШ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной мере - сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления внутренней потребности к занятиям музыкой, педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.
Одну из возможностей дифференциации форм и средств обучения для учащихся с различными уровнями способностей открывает сочетание методов обучения, базирующихся как на принципе сольного музицирования (лежащего в основе ныне действующих программ), так и на принципе совместно-разделенного музицирования, применяемого в коллективно-групповых формах обучения и, в том числе, в форме «учитель-ученик».
Совместное музицирование ученика и педагога призвано стимулировать подстройку внутренних приспособительных механизмов учащегося к условиям и требованиям игрового процесса. Дополняемое словесными пояснениями, исполнение педагога направляет внимание ученика на особенности звучания произведения и необходимые для его воплощения двигательно-игровые приемы. Одновременно педагог берет на себя восполнение недостающих у ученика компонентов образно- художественного, музыкально-звукового и организационного плана. В результате суммарная масса звучания такого ансамбля сама оказывается эффективным воспитательным средством.
В обстановке совместного исполнительства учебная работа предстает одной из форм воплощения ученика. Такой подход к учебному процессу открывает большие возможности для реализации творческих способностей и потребности самовыражения учащегося.
Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного виолончелиста должен стать системный подход, строящийся на:
- всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремлении к самовыражению;
- последовательном развитии целостного музыкально-образного и исполнительского мышления;
- общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.
Формы контроля успеваемости:
Успеваемость учащихся в игре на инструменте определяется по результатам выступлений на контрольных уроках, академических концертах, переводных экзаменах. Участие в конкурсах, а также в публичных концертах (при условии соответствия программы выступления требованиям академических проверок), приравнивается к выступлению на академическом концерте.
В I четверти (начиная со второго класса) проводится технический зачет (с оценкой), на котором исполняются гамма, этюд (свободная форма исполнения).
В конце первого полугодия проводятся:
- академический концерт (2-4 классы), на котором исполняются 2 произведения кантиленного и технического характера (пьеса технического характера может быть заменена этюдом).
- прослушивание выпускников (5 класс): две разнохарактерные пьесы (по нотам).
В III четверти проводятся:
- творческий зачет (2-5 классы). Программа зачета: самостоятельно выученное произведение (либо подбор по слуху), чтение с листа, термины;
- прослушивание учащихся 1 класса (2 разнохарактерные пьесы).
В IV четверти проводятся:
- прослушивание выпускников (5 класс): крупная форма, две разнохарактерные пьесы (наизусть),
- академический концерт (1-4 классы), на котором исполняются две разнохарактерные пьесы, либо пьеса любого характера и крупная форма (крупная форма рекомендуется для исполнения, начиная с 3 класса).
В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертные оценки, выставляемые педагогом, на основании которых, а также результатов академических проверок, выводится итоговая (переводная) оценка.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- Карточки - ребусы для освоения нотной грамоты;
- Аудиотехника;
- Компактдиски;
- Аудиокассеты;
- Нотная литература для учащихся;
- Популярная литература о музыке для учащихся;
- Методическая литература для преподавателей.
Настоящая программа разработана для учащихся, обучающихся в ДМШ 5 лет.
Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения
Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДМШ,
- Читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
- Транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
- Словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.
|