Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для аккордеонистов и баянистов [4]
Общеразвивающие программы для аккордеонистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для баянистов нового образца [4]
Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов [7]
Общеразвивающие программы для вокалистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 29.03.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие учебные программы » Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов

Общеразвивающая программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Аккордеон" (срок реализации - 5 лет)
06.04.2015, 13:20

АККОРДЕОН

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

  1.  
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является первой редакцией образовательной  программы по предмету «Аккордеон» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации- 5 лет),  составленной преподавателем  МОУДОД «Коркинская детская  школа искусств» Безганс Г.С.  в 2004 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.).

Министерская программа по аккордеону (1988г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Аккордеон». В эту программу, которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка»,   «Контроль и учет успеваемости », «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение. Не секрет, что уже на протяжении многих лет, в силу различных причин (демографический спад, массовое нарушение у детей психофизического и двигательно-моторного характера, отсутствия гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, падение интереса родителей к художественному образованию), в ДШИ приходит все меньше детей, резко снизился контингент учащихся. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в ДШИ практически всех желающих, и поэтому в последние годы в ДШИ занимаются дети не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными. Эти учащиеся не имеют возможности освоить требования государственных программ в полном объеме. Поэтому  в 2004 г. возникла необходимость разработки такой программы, освоение которой было бы доступно основной массе учащихся ДШИ.  В ее основу положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы программы, на основе своего опыта работы  с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго (а не с третьего, как в предшествующей программе) года обучения.

Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Безганс Г.С., Белицкая Л.С. внесли в программу 2008 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулирует целевой компонент программы,  акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

В настоящей программе:

  • откорректирован подраздел пояснительной записки «Учет и  контроль успеваемости» а так же технические, годовые требования по классам;    
  • дополнены и расширены «Методические рекомендации», где более подробно освещены основные моменты работы педагога в классе специальности, а именно:  работа над правильной посадкой, установкой  инструмента и постановкой рук, формирование постановочных, игровых навыков, работа над правильным звукоизвлечением, мехопальцевой артикуляцией, меховедением, динамикой, разнообразием туше и т.д.;
  • помимо перечня произведений, исполняемых на академических концертах и экзаменах, предложены примерные репертуарные списки для каждого класса по жанрам: обработки народных песен и танцев, пьесы, этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы;
  • список литературы для учащихся дополнен новыми сборниками;
  • составлен примерный перечень методической литературы для педагогов.     

Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание курса аккордеона, а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной  в работе с детьми, имеющих разный уровень музыкальных данных.

            Настоящая программа реализуется в два этапа:

 1. диагностический (1 класс), его задача выявить индивидуальные природные данные, склонности, познавательные возможности ребенка, дать необходимые теоретические знания, начать работу по формированию исполнительских навыков, определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.

      На этом этапе формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому потенциалу союз: «педагог – ребенок – родители», основу которого составляет полное доверие,      доброжелательность, заинтересованность и общие цели.

      К концу рассматриваемого отрезка обучения становится заметными различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых и двигательно-игровых способностей, обозначается направленность интересов. Это позволяет предвидеть возможность дальнейшего обучения и оптимально определить направление и интенсивность для каждого ученика.               

2.  основной (2-5 классы). Со второго класса, в соответствии с уже определенными целями и задачами обучения, в работе используется 3 направления:

  1. профессиональное – группа «А»   

   - учащиеся, которые в перспективе могут продолжить музыкальное образование в средних специальных заведениях;

2)  академическое (классическое) – группа «Б»

- основная масса учащихся, обладающих средними и физическими, но поддающимся развитию и хорошими музыкально- слуховыми данными, достаточным уровнем мышления; 

   3)  обще-эстетическое – группа «С».  

   - учащиеся со слабыми музыкальными и физическими данными, с         замедленным умственным развитием.

       В каждом направлении свои цели и  задачи музыкального образования.

 Цель программы (учащиеся гр. А): воспитание гармонично- развитой личности, потребителя духовных ценностей, не только музыканта – любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкального искусства и активного участника художественной самодеятельности,  но и потенциального музыканта- профессионала.

 Задачи:

  • выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие,
  • активизация всей эмоционально- слуховой сферы,
  • развитие образно- эмоционального и логически- смыслового восприятия,
  • увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований (в профессиональном плане),
  • приобретение устойчивых концертно- исполнительских навыков,
  • стимулирование инициативы и потребности к самовыражению,
  • развитие навыков самостоятельного творчества,
  • изучение репертуара, включающего произведения разных жанров, стилей, форм.

Цель программы  (учащиеся гр. В): воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности

          Задачи

 - формирование художественно- эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыке;

 -  максимально возможное  развитие игровых способностей и технических навыков исполнения;

  -  выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;

  -  воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;

  -  овладение навыками концертного выступления и освоение навыков коллективного музицирования.

Цель программы (учащиеся гр. С): воспитание гармонично – развитой личности, музыканта - любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

 Задачи:

  • привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
  • формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных  для  любительского музицирования.
  • накопление исполнительских впечатлений.

 Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место, на наш взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка. Это - наиболее абстрактный, если можно так выразиться, вид искусства. Однако почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе  нашей деятельности   по реализации настоящей программы.

Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • знания и кругозор ребенка,
  • способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
  • характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков в классе аккордеона, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках в классе аккордеона воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности. 

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник терминов для творческого зачета,
  • сборник «Пальчиковые игры»,
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на аккордеоне  произведения из репертуара ДМШ,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, народные, эстрадные), и уметь облегчать фактуру произведения.
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
  • словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов | Добавил: DSHI
Просмотров: 1290 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz