АККОРДЕОН
Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств
(5-летний срок обучения)
-
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является первой редакцией образовательной программы по предмету «Аккордеон» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации- 5 лет), составленной преподавателем МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Безганс Г.С. в 2004 г. на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.).
Министерская программа по аккордеону (1988г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Аккордеон». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Контроль и учет успеваемости », «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение. Не секрет, что уже на протяжении многих лет, в силу различных причин (демографический спад, массовое нарушение у детей психофизического и двигательно-моторного характера, отсутствия гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, падение интереса родителей к художественному образованию), в ДШИ приходит все меньше детей, резко снизился контингент учащихся. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в ДШИ практически всех желающих, и поэтому в последние годы в ДШИ занимаются дети не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными. Эти учащиеся не имеют возможности освоить требования государственных программ в полном объеме. Поэтому в 2004 г. возникла необходимость разработки такой программы, освоение которой было бы доступно основной массе учащихся ДШИ. В ее основу положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела; обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы программы, на основе своего опыта работы с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго (а не с третьего, как в предшествующей программе) года обучения.
Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Безганс Г.С., Белицкая Л.С. внесли в программу 2008 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулирует целевой компонент программы, акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
В настоящей программе:
- откорректирован подраздел пояснительной записки «Учет и контроль успеваемости» а так же технические, годовые требования по классам;
- дополнены и расширены «Методические рекомендации», где более подробно освещены основные моменты работы педагога в классе специальности, а именно: работа над правильной посадкой, установкой инструмента и постановкой рук, формирование постановочных, игровых навыков, работа над правильным звукоизвлечением, мехопальцевой артикуляцией, меховедением, динамикой, разнообразием туше и т.д.;
- помимо перечня произведений, исполняемых на академических концертах и экзаменах, предложены примерные репертуарные списки для каждого класса по жанрам: обработки народных песен и танцев, пьесы, этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы;
- список литературы для учащихся дополнен новыми сборниками;
- составлен примерный перечень методической литературы для педагогов.
Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание курса аккордеона, а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной в работе с детьми, имеющих разный уровень музыкальных данных.
Настоящая программа реализуется в два этапа:
1. диагностический (1 класс), его задача – выявить индивидуальные природные данные, склонности, познавательные возможности ребенка, дать необходимые теоретические знания, начать работу по формированию исполнительских навыков, определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
На этом этапе формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому потенциалу союз: «педагог – ребенок – родители», основу которого составляет полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общие цели.
К концу рассматриваемого отрезка обучения становится заметными различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых и двигательно-игровых способностей, обозначается направленность интересов. Это позволяет предвидеть возможность дальнейшего обучения и оптимально определить направление и интенсивность для каждого ученика.
2. основной (2-5 классы). Со второго класса, в соответствии с уже определенными целями и задачами обучения, в работе используется 3 направления:
- профессиональное – группа «А»
- учащиеся, которые в перспективе могут продолжить музыкальное образование в средних специальных заведениях;
2) академическое (классическое) – группа «Б»
- основная масса учащихся, обладающих средними и физическими, но поддающимся развитию и хорошими музыкально- слуховыми данными, достаточным уровнем мышления;
3) обще-эстетическое – группа «С».
- учащиеся со слабыми музыкальными и физическими данными, с замедленным умственным развитием.
В каждом направлении свои цели и задачи музыкального образования.
Цель программы (учащиеся гр. А): воспитание гармонично- развитой личности, потребителя духовных ценностей, не только музыканта – любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкального искусства и активного участника художественной самодеятельности, но и потенциального музыканта- профессионала.
Задачи:
- выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие,
- активизация всей эмоционально- слуховой сферы,
- развитие образно- эмоционального и логически- смыслового восприятия,
- увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований (в профессиональном плане),
- приобретение устойчивых концертно- исполнительских навыков,
- стимулирование инициативы и потребности к самовыражению,
- развитие навыков самостоятельного творчества,
- изучение репертуара, включающего произведения разных жанров, стилей, форм.
Цель программы (учащиеся гр. В): воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности
Задачи:
- формирование художественно- эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыке;
- максимально возможное развитие игровых способностей и технических навыков исполнения;
- выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
- овладение навыками концертного выступления и освоение навыков коллективного музицирования.
Цель программы (учащиеся гр. С): воспитание гармонично – развитой личности, музыканта - любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.
Задачи:
- привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
- формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных для любительского музицирования.
- накопление исполнительских впечатлений.
Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место, на наш взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка. Это - наиболее абстрактный, если можно так выразиться, вид искусства. Однако почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе нашей деятельности по реализации настоящей программы.
Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:
- духовные силы и творческие способности,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
- «культуру чувств»,
- прекрасные, возвышенные эмоции,
- знания и кругозор ребенка,
- способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
- характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.
Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков в классе аккордеона, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках в классе аккордеона воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
- сборник терминов для творческого зачета,
- сборник «Пальчиковые игры»,
- аудиотехника,
- компактдиски,
- аудиокассеты
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра.
Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:
- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на аккордеоне произведения из репертуара ДМШ,
- читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, народные, эстрадные), и уметь облегчать фактуру произведения.
- транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
- словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением. |