Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для аккордеонистов и баянистов [4]
Общеразвивающие программы для аккордеонистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для баянистов нового образца [4]
Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов [7]
Общеразвивающие программы для вокалистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 28.03.2024, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие учебные программы » Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов

Общеразвивающая программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Ансамбль (Аккордеон)" (срок реализации - 5 лет)
06.04.2015, 12:58

АНСАМБЛЬ (АККОРДЕОН)

программа для ДМШ музыкального отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Настоящая программа (авторы – преподаватели по классу аккордеона МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Безганс Г.С., Белицкая Л.С.) является первой редакцией программы  «Ансамбль» для учащихся класса аккордеона  (срок реализации - 7 лет), составленной преподавателем по классу аккордеона МОУДОД «Коркинская  детская школа искусств» Безганс Г.С. в 2004 г.  на основе программы «Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс» Министерства культуры СССР (М.,1979.)

 В  программу 2004 г., которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка», в которой обозначены: основные цели и задачах учебно-воспитательной работы в классе ансамбля, контроль и учет успеваемости, годовые требования по классам, примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на зачетах, список рекомендуемой литературы. Существенным недостатком документа 2004г. является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям, что осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей,  просто не в состоянии  их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.

Поэтому в основу программы преподавателей Безганс Г.С., Белицкой Л.С. (2009 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение авторов к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  редакция программы 2009г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Безганс Г.С., Белицкая Л.С.  внесли в программу 2009 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулируют целевой компонент программы,  акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

Кроме того, откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерные программы музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах,
  • формы контроля успеваемости,
  • годовые требования по классам,
  • методические рекомендации.

Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке.

Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета  «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе с учащимися, имеющими различный уровень музыкальных способностей.

Ансамбль - совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность (исполнительский стиль, технические приемы и др.) с художественной индивидуальности партнёра. Это обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

В классе ансамбля юные музыканты приобретают умение и навыки, необходимые для коллективного инструментального исполнительства. Это - одновременное слышание ансамбля, в целом, и своей партии, в частности, ощущение общей метро-ритмической пульсации, взаимопонимание и согласованность в приемах звукоизвлечения, выполнение разных ансамблевых функций – мелодических, гармонических, полифонических, ритмических и аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается эстетический вкус, музыкальная память, внимание, гармонический слух, чувство ритма, метра, темпа, динамики и агогики; вырабатывается ответственность за исполнение своей партии.

Работа класса ансамбля  в музыкальной школе чаще всего начинается во 2 классе (к этому времени юный аккордеонист приобретает необходимые для этого игровые навыки). Вместе с тем уже в первом классе (во втором учебном полугодии) на основе простейших дуэтов полезно приобщать к элементарному ансамблевому исполнительству хотя бы наиболее успевающих учеников. В дуэте с педагогом и под его непосредственным руководством ученики на простейшем музыкальном материале добиваются определенной ансамблевой слаженности и уравновешенности. После такого рода подготовительной работы они легко объединяются в самостоятельный дуэт.

        Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения: «С самого первого занятия ученик  вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение, пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху,  несомненно  будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте».

       Метод подготовки юных аккордеонистов к ансамблевой игре, в которой в качестве одного из партнёров выступает педагог, эффективен и полезен во всех классах музыкальной школы. А поскольку ансамбль создаётся, как правило,  с перспективой на несколько лет, педагог при его формировании должен по мере возможности учитывать не только степень подвинутости, трудолюбия и интереса его участников, но и степень их психологической совместимости. 

         В Коркинской детской школе искусств игра в  ансамбле в 1 и 2 классах входит в состав урока специальности, и лишь с третьего года обучения, согласно учебному плану, на предмет «Ансамбль» отводится отдельный урок.

Цель программы: воспитание необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.

Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:

  • настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
  • формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.

Воспитательные задачи программы.    Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным,   оказывает благотворное влияние на учащихся  не только в профессиональном плане, но и формирует у них  человеческие   качества:   чувство   взаимного   уважения,   такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения учащихся. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных  видах творческой деятельности,

воспитывает:

  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
  • нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе ансамбля дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные аккордеонисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и предназначена для учащихся  младшего школьного и подросткового возрастов.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая школу, учащийся должен:

  • знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
  • уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на аккордеоне ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • владеть навыками исполнения ансамблей.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально - чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов | Добавил: DSHI
Просмотров: 787 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz