ОБЩИЙ АККОРДЕОН
Программа для ДМШ и музыкального отделения ДШИ
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является первой редакцией программы по предмету по выбору «Общий аккордеон» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации - 5 лет), составленной преподавателем МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Безганс Г.С. в 2004 г. на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.).
Программа 2004 г. носит рекомендательный характер и включает разделы: «Пояснительная записка», «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года», «Рекомендуемая литература.
В основу рабочей программы преподавателя Безганс Г.С.(2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, с учётом дидактических принципов доступности и последовательности в обучении.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2009 г., явилась новым учебным документом.
Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Безганс Г.С., Белицкая Л.С. внесли в программу 2009 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулирует целевой компонент программы, акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
Кроме того, откорректированы и дополнены:
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
- примерные программы музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на зачетах.
- формы контроля успеваемости, годовые требования по классам.
«Методические рекомендации» выделены авторами настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны правила посадки, постановки рук, меховедения, звукоизвлечения, некоторые приемы работы над чтением с листа нотного текста, разбором музыкальных произведений, динамикой, мелодией, метро - ритмом, аппликатурой, гаммами, развитием памяти, а также даны рекомендации по планированию педагогического процесса.
Список рекомендуемой литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям аккордеона.
Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание курса общего аккордеона, а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной в работе с детьми.
Музыкальное воспитание образование в России является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование гармонически развитой творчески активной личности.
В современных условиях ДШИ является одно из основных баз широкого распространения музыкальной культуры.
Цель образовательного процесса – ребёнок, и задача ДШИ представить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы.
Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.
Общий аккордеон является предметом по выбору. Выбор предмета (инструмента) рекомендуется с первого класса ДШИ.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и привить любовь к музыке через освоение дополнительного инструмента.
В отличие от курса специального инструмента, здесь нужно больше внимания уделять развитию навыков, практически необходимых музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с листа, игре в ансамбле, изучению музыкального материала эстрадно – бытового плана, а так же обработок народных песен и танцев в объёме, необходимом для музыкально – художественного развития учащегося.
Для успешного освоения инструмента необходим минимум профессиональных навыков, которые учащимся следует настойчиво и планомерно прививать. Для этого, наряду с прохождением музыкальных произведений, необходимо с учащимися изучать гаммы, арпеджио, разучивать различные упражнения.
Цель программы: воспитание гармонично-развитой личности, музыканта - любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.
Основные задачи
- Усвоение постановки инструмента, игрового аппарата и техники ведения меха.
- Изучение двух, разных по конструкции, клавиатур.
- Формирование навыков координации при одновременной игре двумя руками.
- Овладение музыкально-выразительными средствами (способы звукоизвлечения, динамические оттенки, фразировка, смена меха).
Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место, на наш взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка. Это - наиболее абстрактный, если можно так выразиться, вид искусства. Однако почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально-воспитательной работы лежит в основе нашей деятельности по реализации настоящей программы.
Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:
- духовные силы и творческие способности,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
- «культуру чувств»,
- прекрасные, возвышенные эмоции,
- знания и кругозор ребенка,
- способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
- характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.
Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач предмета «Общий аккордеон», мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках в классе общего аккордеона воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
Карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
- сборник терминов для творческого зачета,
- сборник «Пальчиковые игры»,
- аудиотехника,
- компактдиски,
- аудиокассеты
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра.
Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:
- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на аккордеоне произведения из репертуара ДШИ.
- читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, народные, эстрадные), и уметь облегчать фактуру произведения.
- владеть на уровне требований программы навыками игры в ансамбле.
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию.
- словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально-чувственным восприятием и образным мышлением. |