АККОРДЕОН
Программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств
(7-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа является первой редакцией образовательной программы по предмету «Аккордеон» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации- 7 лет), составленной преподавателем МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Безганс Г.С. в 2004 г. на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.).
Министерская программа по аккордеону (1988г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Аккордеон». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей, просто не в состоянии их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.
Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.
Поэтому в основу программы преподавателя Безганс Г.С.(2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела; обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2008 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Авторы программы, на основе своего опыта работы с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго (а не с третьего, как в предшествующей программе) года обучения.
Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Безганс Г.С., Белицкая Л.С. внесли в программу 2008 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Авторы более четко формулирует целевой компонент программы, акцентируют внимание на ее воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
Кроме того, откорректированы и дополнены:
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках,
- формы контроля успеваемости, технические требования по классам, годовые требования по классам.
«Методические рекомендации» выделены авторами настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны правила посадки, постановки рук, меховедения, звукоизвлечения, некоторые приемы работы над чтением с листа нотного текста, разбором музыкальных произведений, динамикой, мелодией, метро - ритмом, аппликатурой, гаммами, развитием полифонического слуха, памяти, а также даны рекомендации по планированию педагогического процесса.
Список рекомендуемой литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям аккордеона.
Предлагаемые авторами настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание курса аккордеона, а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной в работе с детьми, имеющих разный уровень музыкальных данных.
Музыкальные школы в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей.
Обучение в музыкальной школе – один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.
Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.
Цель программы (учащиеся гр. А): воспитание гармонично- развитой личности, потребителя духовных ценностей, не только музыканта – любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкального искусства и активного участника художественной самодеятельности, но и потенциального музыканта- профессионала.
Задачи:
- выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие,
- активизация всей эмоционально- слуховой сферы,
- развитие образно- эмоционального и логически- смыслового восприятия,
- увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований (в профессиональном плане),
- приобретение устойчивых концертно- исполнительских навыков,
- стимулирование инициативы и потребности к самовыражению,
- развитие навыков самостоятельного творчества,
- изучение репертуара, включающего произведения разных жанров, стилей, форм.
Цель программы (учащиеся гр. В): воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности
Задачи:
- формирование художественно- эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыки;
- максимально возможное развитие игровых способностей и технических навыков исполнения;
- выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
- овладение навыками концертного выступления и освоение навыков коллективного музицирования.
Цель программы (учащиеся гр. С): воспитание гармонично – развитой личности, музыканта- любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музыцирования.
Задачи:
- привитие интереса и любви к музыкальному искусству,
- формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных для любительского музицирования.
- накопление исполнительских впечатлений.
Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место, на наш взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка. Это - наиболее абстрактный, если можно так выразиться, вид искусства. Однако почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе нашей деятельности по реализации настоящей программы.
Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:
- духовные силы и творческие способности,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
- «культуру чувств»,
- прекрасные, возвышенные эмоции,
- знания и кругозор ребенка,
- способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
- характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.
Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков в классе аккордеона, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках в классе аккордеона воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- Карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
- сборник терминов для творческого зачета,
- сборник «Пальчиковые игры»,
- аудиотехника,
- компактдиски,
- аудиокассеты
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра.
Программа устанавливает срок реализации 7 лет и рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:
- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на аккордеоне произведения из репертуара ДШИ,
- читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, народные, эстрадные), и уметь облегчать фактуру произведения.
- транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
- словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.
|