ОБЩИЙ ВОКАЛ
Программа для ДМШ и музыкального, хореографического, эстетического отделений школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа - это откорректированный вариант программы «Общий вокал» (срок реализации- 3 года), разработанной преподавателем МОУ ДОД КДШИ Бутаковой Р.Ш. в 2004 г. Целесообразность ее создания была вызвана практической необходимостью, связанной с отсутствием государственной программы по данному предмету.
Потребность корректировки программы спустя 4 года после ее создания обусловлена необходимостью:
- изменения сроков ее реализации,
- приведения документа в соответствие современным требованиям к оформлению программно-методической продукции,
- обогащения ее содержательной стороны.
Поэтому изменена структура программы в целом и ее пояснительной записки. Значительно обогащен и дифференцирован по жанрам примерный репертуарный список произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года. Раздел «Методические рекомендации» стал более методичен, конкретен, менее обобщен и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания. Здесь рассмотрены принципы и методы вокального обучения, а также включены тезисы ранее созданных автором программы методических рекомендаций «Что надо знать начинающему педагогу – вокалисту», которые явились попыткой обобщения собственного многолетнего педагогического и исполнительского опыта.
Список литературы состоит из 2-х разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям.
В 2013 году программа Р.Ш. Бутаковой была откорректирована преподавателем эстрадного вокала В.В. Печеркиной (пересмотрены требования выступлений учащихся на академических концертах и годовые требования по классам, внесены изменения в репертуарный список).
«Общий вокал» рассматривается учебным планом МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» в качестве предмета по выбору, который могут осваивать учащиеся музыкального, хореографического, эстетического отделений школы.
Настоящая программа предполагает обучение учащихся по двум направлениям: академическому и эстрадному. Первые два года обучения учащимся предъявляются единые годовые требования и программы произведений для исполнения в течение учебного года и на контрольных уроках. В течение этого периода педагог следит за динамикой развития голоса каждого учащегося, выявляет его тембровые особенности, индивидуальную манеру исполнения, а также потребности учащегося в пении.
Дифференциация учащихся (назовем их условно «академисты» и «эстрадники») начинается 3 класса ДШИ. С этого периода педагог развивает музыкальные данные учащихся в соответствии с целями и задачами академического и эстрадного пения; устанавливаются различия годовых требований и программ произведений для освоения в течение учебного года и исполнения на контрольных уроках.
Настоящая программа ставит своей целью дать возможность учащимся получить основы вокального и музыкального образования.
Задачи курса
Развивать у учащихся:
- профессиональные певческие навыки,
- певческое устойчивое дыхание на опоре,
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса,
- высокую вокальную позицию и точное интонирование,
- певучесть, напевность голосов (кантилена),
- дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию,
- орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи.
- музыкальные данные ученика,
- навыки самостоятельного разучивания, грамотного, выразительного исполнения вокальных произведений различных стилей и жанров,
- навыки чтения нот с листа.
В задачи данного предмета входит воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, общего культурного и музыкального уровня. Этому служит знакомство с лучшими образцами классической и эстрадной вокальной музыки, с произведениями русских, зарубежных и современных композиторов, народным музыкальным творчеством.
Контроль и учет успеваемости
Объективным показателем качества каждого занятия вокалом является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.
Форма контроля – индивидуальная проверка знаний, умений, навыков.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков (1-4 класс - декабрь, май, 5 класс- декабрь) и итогового зачета (5 класс - май). Дополнительные формы отчетности – участие учащихся в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня.
Характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны:
- Уровень музыкальных данных.
- Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
- отношение к музыке, занятиям.
- Работоспособность, собранность.
- Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота усвоения музыкального произведения.
- Успехи к концу года.
- Недостатки в развитии ученика, задачи по их преодолению.
Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.
- Литература для учащихся.
- Литература для преподавателей.
- Магнитофон.
- Аудиозаписи.
- Фонограммы,
- Инструмент «Фортепиано»
Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста (10-15 лет).
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
По окончании ДШИ ученики должны уметь:
- Исполнять произведения, различные по жанру и содержанию,
- Уметь подчинять вокально-техническую сторону исполнения художественной исполнительской задаче,
- Осмысленно и выразительно передавать содержание вокальных произведений,
- Знать и применять основные теоретические понятия.
|