ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки настоящей программы возникла в связи с отсутствием государственной программы по предмету «Вокальный ансамбль» для учащихся музыкального отделения ДШИ, осваивающих специализацию «Эстрадное пение».
«Пояснительная записка» программы структуирована по следующим блокам: конструктивный (актуальность предмета, целевой компонент, воспитательный аспект, формы контроля успеваемости, перечень дидактических средств, используемых в процессе реализации программы (дан обобщенно), формы контроля успеваемости, критерии оценки обученности учащихся), информационный (адресность программы, характеристика возрастных особенностей детского голоса, знания, умения навыки на заключительном этапе обучения).
Второй раздел – «Содержание программы»- содержит традиционные сведения: годовые требования по классам, примерный перечень произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года, примерные программы выступлений на контрольных уроках и зачетах.
«Методические рекомендации» выделены в отдельный раздел; здесь даются общие методические рекомендации по организации работы с вокальным ансамблем, обозначены последовательность упражнений при распевании и принципы развития навыков двухголосного пения, описаны приемы работы над певческим дыханием участников ансамбля.
Список литературы состоит из 2 разделов: в первом указана литература для учащихся, во втором – для преподавателей вокального ансамбля.
Как известно, под ансамблем подразумевается, прежде всего, совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Пение в ансамбле развивает музыкальность, навыки коллективного музицирования, умение слышать себя и партнера, умение соизмерять силу звучания своего голоса с общим звучанием, помогает избежать форсирования звука. Ансамбль – также важнейший фактор развития музыкального слуха, музыкальности учащихся, формирования интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.
В ансамбле должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом – залог высоких художественных результатов ансамбля.
Цель программы – формирование у учащихся умения петь в ансамбле как непременной составляющей обучения и воспитания ученика- вокалиста.
Задачи:
- формировать у учащихся исполнительские и технические навыки ансамблевого пения;
- воспитывать у учащихся чувство ансамбля (умения слышать себя и партнера) в целях достижения художественного единства при исполнении;
3. привить учащимся любовь к ансамблевому пению и потребность в
систематическом коллективном музицировании.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.
- Литература для учащихся.
- Литература для преподавателей.
- Магнитофон.
- Аудиозаписи.
- Фонограммы.
Программа устанавливает срок реализации 5 лет. Ее освоение учащимися начинается с 3 класса (7-летнее обучение) и с 1 класса (5-летнее обучение) специализации «Эстрадное пение». Объем учебной нагрузки- 2 академических часа в неделю.
При семилетнем обучении в школе искусств вокальный ансамбль делится на три состава: ансамбль младших классов (3 класс), ансамбль средних классов (4,5 классы), ансамбль старших классов (6,7 классы).
При пятилетнем обучении в школе искусств вокальный ансамбль делится на три состава: ансамбль младших классов (1,2 классы), ансамбль средних классов (3,4 классы), ансамбль старших классов (5 класс).
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы:
- Уметь задерживать дыхание перед пением, владеть навыками цепного дыхания.
- Уметь четко и активно произносить согласные; владеть дикционными навыками в быстрых и медленных темпах, при различной динамике.
- Обладать свободным и подвижным артикуляционным аппаратом за счет активизации работы губ, языка.
- Уметь держать строй, владеть ансамблевыми навыками в произведениях различного склада, изложения, с различными средствами музыкального языка.
- Уметь петь интонационно чисто двух- и трехголосные произведения.
- Владеть навыками пения без сопровождения.
- Уметь анализировать словесный текст и понимать его содержание.
- Владеть навыками разбора тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы, формы произведения;
- Знать особенности строения мелодии, уметь расчленять ее на мотивы, периоды, предложения, фразы.
- Владеть навыками фразировки, вытекающей из музыкального и текстового содержания.
- Уметь петь в строго размеренном темпе, со сменой темповых оттенков, замедлять в конце произведения, соблюдать ферматы.
- Знать и соблюдать при пении различные виды динамики.
- Грамотно читать с листа нотный текст по партиям и партитурам.
|