ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств
(2-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа представляет собой откорректированный вариант программы «Вокальный ансамбль» (автор – преподаватель МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Р.Ш. Бутакова, 2004 г.). Необходимость разработки программы 2004 г. возникла в связи с отсутствием государственной программы по предмету «Вокальный ансамбль» для учащихся музыкального отделения ДШИ, осваивающих специализацию «Академическое сольное пение». Программа 2004 г. – это попытка обобщения педагогического опыта работы с детскими голосами. Несмотря на ряд ее достоинств: подбор и расположение материала (репертуара) по степени его усложнения, наличие методических указаний и рекомендаций по воспитанию ансамблевых певческих навыков, программа имеет ряд серьезных недостатков (отсутствие целевого компонента, адресности, отражения специфики предмета в списке методической литературы; программа совмещала в себе два срока реализации -2 года и 3 года; репертуарный список включал произведения академического и эстрадного направления).
Учитывая эти замечания, а также современные требования к оформлению программно-методической продукции, в первую редакцию программы (2009 г.) внесены существенные изменения и дополнения, отличающие ее от предшествующей.
«Пояснительная записка» структуирована по следующим блокам: аналитический (анализ предшествующей программы), конструктивный (актуальность предмета, целевой компонент, воспитательный аспект, формы контроля успеваемости, перечень дидактических средств, используемых в процессе реализации программы (дан обобщенно), формы контроля успеваемости, критерии оценки обученности учащихся), информационный (адресность программы, характеристика возрастных особенностей детского голоса, знания, умения навыки на заключительном этапе обучения).
Второй раздел – «Содержание программы»- содержит традиционные сведения: годовые требования по классам, примерный перечень произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года, примерные программы выступлений на контрольных уроках и зачетах.
«Методические рекомендации» выделены в отдельный раздел; здесь даются общие методические рекомендации по организации работы с вокальным ансамблем, обозначены последовательность упражнений при распевании и принципы развития навыков двухголосного пения, описаны приемы работы над певческим дыханием участников ансамбля.
Список литературы состоит из 2 разделов: в первом указана литература для учащихся, во втором – для преподавателей вокального ансамбля.
Как известно, под ансамблем подразумевается, прежде всего, совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Пение в ансамбле развивает музыкальность, навыки коллективного музицирования, умение слышать себя и партнера, умение соизмерять силу звучания своего голоса с общим звучанием, помогает избежать форсирования звука. Ансамбль – также важнейший фактор развития музыкального слуха, музыкальности учащихся, формирования интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.
В ансамбле должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом – залог высоких художественных результатов ансамбля.
Цель программы – формирование у учащихся умения петь в ансамбле как непременной составляющей обучения и воспитания ученика- вокалиста.
Задачи:
- познакомить учащихся с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы русских и зарубежных композиторов, камерного и оперного репертуара (что способствует значительному расширению кругозора учащихся, повышению их общего музыкального уровня);
- формировать у учащихся исполнительские и технические навыки ансамблевого пения;
- воспитывать у учащихся чувство ансамбля (умения слышать себя и партнера) в целях достижения художественного единства при исполнении;
- привить учащимся любовь к ансамблевому пению и потребность в систематическом коллективном музицировании.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.
- Литература для учащихся.
- Литература для преподавателей.
- Магнитофон.
- Аудиозаписи.
- Фонограммы.
Программа устанавливает срок реализации 2 года. Ее освоение учащимися начинается с 6 класса специализации «Академическое сольное пение». Объем учебной нагрузки- 1 академический час в неделю. Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста (12-14 лет).
Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы:
- Уметь задерживать дыхание перед пением, владеть навыками цепного дыхания.
- Уметь четко и активно произносить согласные; владеть дикционными навыками в быстрых и медленных темпах, при различной динамике.
- Обладать свободным и подвижным артикуляционным аппаратом за счет активизации работы губ, языка.
- Уметь держать строй, владеть ансамблевыми навыками в произведениях различного склада, изложения, с различными средствами музыкального языка.
- Уметь петь интонационно чисто двух- и трехголосные произведения.
- Владеть навыками пения без сопровождения.
- Уметь анализировать словесный текст и понимать его содержание.
- Владеть навыками разбора тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы, формы произведения;
- Знать особенности строения мелодии, уметь расчленять ее на мотивы, периоды, предложения, фразы.
- Владеть навыками фразировки, вытекающей из музыкального и текстового содержания.
- Уметь петь в строго размеренном темпе, со сменой темповых оттенков, замедлять в конце произведения, соблюдать ферматы.
- Знать и соблюдать при пении различные виды динамики.
- Грамотно читать с листа нотный текст по партиям и партитурам.
|