ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ
Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе примерной образовательной программы «Эстрадное пение» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, Москва, 2002 год (автор – Г.В. Палашкина).
Программа Г.В. Палашкиной реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Эстрадное пение». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Задачи обучения», «Методические рекомендации», «Содержание курса по годам обучения», «Примерный репертуарный список», «Приложение» (примерные переводные программы, примерные выпускные программы). Данная учебная программа рассчитана на 5-летний курс обучения детей, поступающих в ДМШ или ДШИ в возрасте 10-12 лет. Г.В. Палашкина в своей программе достаточно подробно, систематизировано и методично раскрывает важные задачи курса эстрадного пения: содержание курса, объём теоретических знаний, практических умений и навыков каждого года обучения, текущий и промежуточный контроль, методические рекомендации по каждому году обучения, экзаменационные требования на пятом (последнем) году обучения.
При всех своих достоинствах, программа Г.В. Палашкиной требует корректировки, обусловленной современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Отсюда, автор настоящей программы –Бутакова Р.Ш.- вносит в документ изменения и дополнения, которые коснулись, прежде всего, содержания, объёма, порядка и сроков прохождения учебного материала; добавлена характеристика возрастных особенностей детского голоса; обогащены примерные репертуарные списки произведений, рекомендуемых для исполнения учащимися; составлены перечень вокальных терминов и примерные программы академических концертов (выпускного экзамена), определен объем произведений, который учащийся должен освоить в течение учебного года,
Автор настоящей программы более чётко формулирует ее целевой компонент, активизирует внимание на воспитательном аспекте, даёт рекомендации по организации учебного процесса, обозначает прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся. «Методические рекомендации» выделены автором настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны принципы и методы вокального обучения, даны рекомендации для начинающих педагогов- вокалистов, рекомендации по подбору репертуара, обозначены требования к концертмейстеру.
Репертуарный список, дифференцируемый по жанрам вокальной музыки, и список рекомендуемой методической литературы изложены в алфавитном порядке.
Предлагаемые автором настоящей программы изменения, отличающие её от предшествующей программы Г.В. Палашкиной, направлены на то, чтобы сделать её удобной для использования в учебном процессе.
В 2013 году программа Р.Ш. Бутаковой была откорректирована преподавателем эстрадного вокала В.В. Печеркиной (пересмотрены требования выступлений учащихся на академических концертах и годовые требования по классам, внесены изменения в репертуарный список).
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Одна из причин, ведущей к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе. Повышение интеллектуальной и эмоциональной культуры нашего общества тесно связано с вопросами обучения и воспитания молодёжи. Эти вопросы должны решаться с позиции объединения школ: общеобразовательной, обеспечивающей общие знания, и музыкальной, призванной давать эстетическое образование. Их общей целью является воспитание ребёнка.
Такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психологического и двигательно-моторного характера; неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды; резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе; недооценка роли искусства - как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся ДМШ и ДШИ по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.
Музыкальные школы в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Общее музыкальное образование, которое даёт общеобразовательная школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе – это один из путей, через который реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.
Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию и исполнению музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых и способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.
Основной целью курса эстрадного вокала является «приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения».
Образовательные задачи программы.
Это, прежде всего, формирование:
- певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, чёткая и ясная дикция, правильное артикулирование);
- исполнительских навыков;
- навыков овладения специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки;
- чувства метра, ритма и темпа;
- тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- навыков различения качества певческого тона (тёмного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведение его;
- бережного отношения к слову;
- навыков выразительного исполнения произведения;
- навыков работы с текстом, в том числе иностранным;
- навыков работы с микрофоном, фонограммой, вокально-усилительной аппаратурой;
- навыков сольного исполнения с сопровождением оркестра, фортепиано, других инструментов;
- художественного восприятия музыки.
Музыка – одно из сильных и ярких средств педагогики. Музыка – есть средство воспитания людей, а не цель. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности. Развитие музыкальной восприимчивости, художественно-творческих способностей, обучение выразительному пению – всё это является основой эстетического воспитания. Развёртывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с её помощью всех сторон человеческой личности. «Музыкальное воспитание – не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).
Воспитательные задачи программы направлены на формирование:
- духовных сил и творческих способностей;
- эстетического вкуса, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в доступных для ребёнка видах творческой деятельности;
- уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре;
- уважения к музыкальным традициям иных национальных культур;
- нравственных качеств ребёнка,
- прекрасных возвышенных эмоций;
- музыкального кругозора;
- коммуникативных навыков.
Автор настоящей программы считает, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков эстрадного вокала, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно – трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках эстрадного вокала воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы, а также от качества исполнения или воспроизведения музыки, методов её преподнесения и других учебных условий. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.
Воспитательное и образовательное значение эстрадного вокала как школьного предмета определяется и его разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин в музыкальной школе. Можно выделить две основы для осуществления межпредметных связей:
- слуховая природа учебной деятельности учащихся,
- значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ.
Основополагающим в прохождении материала является концентрический принцип. Он подразумевает постепенное нарастание уровня сложности в освоении того или иного вида деятельности, а учебный материал спланирован так, что все формы работы, предусмотренные программой, находятся между собой в тесной взаимосвязи.
Овладение практическими умениями и навыками, предусмотренное настоящей образовательной программой, имеет исключительно важное значение в общемузыкальном развитии детей и их будущей послешкольной музыкальной деятельности. Ведь одна из задач уроков эстрадного вокала – воспитать музыканта, испытывающего интерес к творчеству, эстрадному пению, самостоятельно разучивать (при необходимости - читать с листа), грамотно и выразительно исполнять произведения различных жанров популярной и джазовой вокальной музыки.
Организация учебного процесса.
Наиболее доступной формой музыкальной деятельности для ребёнка является пение. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики свидетельствуют, что вокально-музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие ребёнка, но и на его умственное развитие.
Для желающих заниматься эстрадным вокалом необходимо наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, гарантированный здоровым голосовым аппаратом, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, а также отсутствие дефектов речи и артистические задатки.
Особо одарённые учащиеся, проявившие склонность к профессиональной деятельности в области вокального исполнительства, могут готовиться к поступлению в средние и высшие учебные заведения искусства и культуры.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе эстрадного вокала музыкальной школы является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Однако, учитывая возрастную специфику (мутационный период, особенно у мальчиков, длящийся иногда несколько лет, ориентировочно от 13- до 15-летнего возраста), необходимость дозирования физических нагрузок, требования гигиены голоса и т. д., нередко допускаются (особенно в первый год обучения) мелкогрупповые занятия, при которых время используется для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Продолжительность звучания каждого ученика, особенно на первых занятиях, не должна превышать 10-15 минут с постепенным, субъективно дозированным, увеличением нагрузок в дальнейшем. Присутствие нескольких учащихся на уроке эстрадного вокала, во-первых, в щадящем пассивном режиме на основе идеомоторных связей, продолжает тренаж мышц гортани слушающих и, во-вторых, расширяет кругозор обучающихся путём знакомства с репертуаром других учеников.
Воспитание профессиональных качеств начинающего вокалиста невозможно в отрыве от приобщения к основам общемузыкальной культуры на занятиях музыкальной литературы, где при изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, структурой произведений, инструментами различного состава оркестров, осваивают специальную терминологию. В состав содержания музыкальной литературы входят практические музыкальные умения, овладение которыми позволит самостоятельно пополнять знания, свободно общаться с музыкой, уметь слушать серьёзную музыку, уметь разбирать музыкальные произведения, владеть доступными приёмами анализа музыки, уметь рассказывать о музыке.
Сольфеджио для эстрадного вокалиста должно быть осмыслено как активная слуховая деятельность, в процессе которой нельзя остановиться на стадии звуковысотного интонирования, но следует приблизиться к качественно иному уровню – интонированию переживаемых музыкальных смыслов. Только таким путём одна из основных задач эстрадного вокалиста на уроках сольфеджио – научиться читать с листа – может быть решена с учётом крайне желательной перспективы – обучения эстрадного вокалиста самостоятельному разбору и самостоятельной работе над новыми произведениями в специальном классе.
Весьма полезно для эстрадного вокалиста владение фортепиано – инструментом, обладающим точной фиксированной высотой звука. Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально - чувственным восприятием и образным мышлением. На протяжении всего курса обучения эстрадному вокалу необходимо развивать у учащихся на занятиях фортепиано способность сочинять музыкальные примеры по заданному образцу и представить их в нотной записи (в соответствии с программными требованиями), самостоятельно и точно подбирать мелодии на слух, гармонизовать их и уметь пользоваться в работе различными видами фактуры.
Формы отчетности.
Технический зачет. Проводится в начале 2 четверти (ноябрь): учащиеся 2-5 классов. Требования: исполнение гаммы (в ней- трезвучия с обращениями, с 3 класса –Д7, в 5 классе – вводные септаккорды), пение интервалов, термины (соответственно требованиям класса), чтение с листа 1 музыкального примера (начиная с 3 класса).
Академический концерт. Проводится в конце полугодия: 2-5 классы (в конце 1 полугодия), 1-4 классы (в конце 2 полугодия). Академический концерт в 5 классе (1 полугодие) представляет собой первое прослушивание выпускной программы. Второе прослушивание проводится в марте.
Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня приравнивается к выступлению на академических концертах.
Программа устанавливает срок реализации 5 лет рассчитана на учащихся подросткового возраста.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.
Оканчивая музыкальную школу, учащийся должен владеть:
- красивым и выразительным пением;
- хорошей дикцией и артикуляцией;
- наличием «опёртого» дыхания, свободного и естественного;
- красивым тембром, певучестью голоса;
- подвижностью голоса и его различными динамическими оттенками;
- чистым интонированием мелодии по всему диапазону;
- умением пользоваться внутренним слухом;
- умением свободно использовать приёмы звуковедения;
- умением сознательно пользоваться звучанием того или иного регистра, исходя из особенностей тесситуры;
- умением активно, в характере и эмоционально передавать настроения и образы произведения;
- умением работать с профессиональной фонограммой «минус»;
- умением правильно применять микрофон;
- умением самостоятельно работать над изучением вокального произведения;
- умением работать с текстом произведения (в том числе с иностранным), над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
|