Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для аккордеонистов и баянистов [4]
Общеразвивающие программы для аккордеонистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для баянистов нового образца [4]
Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов [7]
Общеразвивающие программы для вокалистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие учебные программы » Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца

Общеразвивающая программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Эстрадное пение" (срок реализации - 7 лет)
13.04.2015, 09:14

ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе примерной образовательной  программы «Эстрадное пение» для детских музыкальных школ  и музыкальных отделений  детских школ искусств, Москва, 2002 год (автор – Г.В. Палашкина).

Программа Г.В. Палашкиной реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Эстрадное пение». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Задачи обучения», «Методические рекомендации», «Содержание курса по годам обучения», «Примерный репертуарный список», «Приложение» (примерные переводные программы, примерные выпускные программы). Данная учебная программа рассчитана на 5-летний курс обучения детей, поступающих в ДМШ или ДШИ в возрасте 10-12 лет. Г.А. Палашкина предлагает на основании данной программы разработать программы других сроков обучения для учащихся, поступающих в ДМШ или ДШИ в возрасте 8-10, 12-14 лет. Г.В. Палашкина в своей программе достаточно подробно, систематизировано и методично раскрывает важные задачи курса эстрадного пения: содержание курса, объём теоретических знаний, практических умений и навыков каждого года обучения, текущий и промежуточный контроль, методические рекомендации по каждому году обучения, экзаменационные требования на пятом (последнем) году обучения. Методические рекомендации, примерный репертуарный список делают программу наглядной и удобной для применения в учебном процессе.

Недостаток программы Г.В. Палашкиной заключается в том, что этот документ рассчитан только на 5-летний срок реализации. Тем не менее, согласно современным требованиям, необходимо оформление образовательных программ по предмету  в виде двух отдельных документов: 7-летнего и 5-летнего срока реализации.

Программа преподавателя МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Р.Ш. Бутаковой, многое заимствуя из программы Г.В. Палашкиной, тем не менее,  явилась новым учебным документом; в ней есть существенные изменения и дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно методической продукции. Они коснулись, прежде всего, содержания, объёма, порядка и сроков прохождения учебного материала, добавлена  характеристика возрастных особенностей детского голоса; обогащены примерные репертуарные списки произведений,  рекомендуемых для исполнения учащимися.

Автор настоящей программы более чётко формулирует ее целевой компонент, активизирует внимание на воспитательном аспекте, даёт рекомендации по организации учебного процесса, обозначает прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся. «Методические рекомендации» выделены автором настоящей программы в отдельный раздел. Здесь описаны принципы и методы вокального обучения, даны рекомендации для начинающих педагогов- вокалистов, рекомендации по подбору репертуара, обозначены требования к концертмейстеру.

Репертуарный список и список рекомендуемой методической литературы изложены в алфавитном порядке.

Предлагаемые автором настоящей программы изменения, отличающие её  от предшествующей программы Г.В. Палашкиной, направлены на то, чтобы сделать её удобной для использования в учебном процессе.

В 2013 году  программа Р.Ш. Бутаковой  была откорректирована преподавателем эстрадного вокала В.В. Печеркиной (пересмотрены требования выступлений учащихся на академических концертах и годовые требования по классам,  внесены изменения в репертуарный список).

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Одна из причин, ведущей к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе. Повышение интеллектуальной и эмоциональной культуры нашего общества тесно связано с вопросами обучения и воспитания молодёжи. Эти вопросы должны решаться с позиции объединения школ: общеобразовательной, обеспечивающей общие знания, и музыкальной, призванной давать эстетическое образование. Их общей целью является воспитание ребёнка.

Такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психологического и двигательно-моторного характера; неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды; резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе; недооценка роли искусства - как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся ДМШ и ДШИ по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.

Музыкальные школы в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Общее музыкальное образование, которое даёт общеобразовательная школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе – это один из путей, через который реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.

Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию и исполнению музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых и способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство.

Основной целью курса эстрадного вокала является «приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально - ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения».

Образовательные задачи программы.

 Это, прежде всего, формирование:

  • певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, чёткая и ясная дикция, правильное артикулирование);
  • исполнительских навыков;
  • навыков овладения специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки;
  • чувства метра, ритма и темпа;
  • тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
  • навыков различения качества певческого тона (тёмного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведение его;
  • бережного отношения к слову;
  • навыков выразительного исполнения произведения;
  • навыков работы с текстом, в том числе иностранным;
  • навыков работы с микрофоном, фонограммой, вокально-усилительной аппаратурой;
  • навыков сольного исполнения с сопровождением оркестра, фортепиано, других инструментов;
  • художественного восприятия музыки.

Музыка – одно из сильных и ярких средств педагогики. Музыка – есть средство воспитания людей, а не цель. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности. Развитие музыкальной восприимчивости, художественно-творческих способностей, обучение выразительному пению – всё это является основой эстетического воспитания. Развёртывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с её помощью всех сторон человеческой личности. «Музыкальное воспитание – не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Воспитательные задачи программы направлены на формирование:

  • духовных сил и творческих способностей;
  • эстетического вкуса, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в доступных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре;
  • уважения к музыкальным традициям иных национальных культур;
  • нравственных качеств ребёнка,
  • прекрасных возвышенных эмоций;
  • музыкального кругозора;
  • коммуникативных навыков.

Автор настоящей программы считает, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков эстрадного вокала, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно – трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках эстрадного вокала воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы, а также от качества исполнения или воспроизведения музыки, методов её преподнесения и других учебных условий. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Воспитательное и образовательное значение эстрадного вокала как школьного предмета определяется и его разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин в музыкальной школе. Можно выделить две основы для осуществления межпредметных связей:

  1. слуховая природа учебной деятельности учащихся,
  2. значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ.

Основополагающим в прохождении материала является концентрический принцип. Он подразумевает постепенное нарастание уровня сложности в освоении того или иного вида деятельности, а учебный материал спланирован так, что все формы работы, предусмотренные программой, находятся между собой в тесной взаимосвязи.

Овладение практическими умениями и навыками, предусмотренное настоящей образовательной программой, имеет исключительно важное  значение в общемузыкальном развитии детей и их будущей послешкольной  музыкальной деятельности. Ведь одна из задач уроков эстрадного вокала – воспитать музыканта, испытывающего интерес к творчеству, эстрадному пению, самостоятельно разучивать (при необходимости - читать с листа), грамотно и выразительно исполнять произведения различных жанров популярной и джазовой вокальной музыки.

Организация учебного процесса.

Наиболее доступной формой музыкальной деятельности для ребёнка является пение. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики свидетельствуют, что вокально-музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие ребёнка, но и на его умственное развитие.

         Для желающих заниматься эстрадным вокалом необходимо наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, гарантированный здоровым голосовым аппаратом, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, а также отсутствие дефектов речи и артистические задатки.

    Особо одарённые учащиеся, проявившие склонность к профессиональной деятельности в области вокального исполнительства, могут готовиться к поступлению в средние и высшие учебные заведения искусства и культуры.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе эстрадного вокала музыкальной школы является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Однако, учитывая возрастную специфику (мутационный период, особенно у мальчиков, длящийся иногда несколько лет, ориентировочно от 13- до 15-летнего возраста), необходимость дозирования физических нагрузок, требования гигиены голоса и т. д.,  нередко допускаются (особенно в первый год обучения) мелкогрупповые занятия, при которых время  используется для работы с двумя-тремя учениками одновременно.  Продолжительность звучания каждого ученика, особенно на первых занятиях, не должна превышать 10-15 минут с постепенным, субъективно дозированным, увеличением нагрузок в дальнейшем. Присутствие нескольких учащихся на уроке эстрадного вокала, во-первых, в щадящем пассивном режиме на основе идеомоторных связей, продолжает тренаж мышц гортани слушающих и, во-вторых, расширяет кругозор обучающихся путём знакомства с репертуаром других учеников.

Воспитание профессиональных качеств начинающего вокалиста невозможно в отрыве от приобщения к основам общемузыкальной культуры на занятиях музыкальной литературы, где при изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, структурой произведений, инструментами различного состава оркестров, осваивают специальную терминологию. В состав содержания музыкальной литературы входят практические музыкальные умения, овладение которыми позволит самостоятельно пополнять знания, свободно общаться с музыкой, уметь слушать серьёзную музыку, уметь разбирать музыкальные произведения, владеть доступными приёмами анализа музыки, уметь рассказывать о музыке.

  Сольфеджио для эстрадного вокалиста должно быть осмыслено как активная слуховая деятельность, в процессе которой нельзя остановиться на стадии звуковысотного интонирования, но следует приблизиться к качественно иному уровню – интонированию переживаемых музыкальных смыслов. Только таким путём одна из основных задач эстрадного вокалиста на уроках сольфеджио – научиться читать с листа – может быть решена с учётом крайне желательной перспективы – обучения эстрадного вокалиста самостоятельному разбору и самостоятельной работе над новыми произведениями в специальном классе.

Весьма полезно для эстрадного вокалиста владение фортепиано – инструментом, обладающим точной фиксированной высотой звука. Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально - чувственным восприятием и образным мышлением.    На протяжении всего курса обучения эстрадному вокалу необходимо развивать у учащихся на занятиях фортепиано способность сочинять музыкальные примеры по заданному образцу и представить их в нотной записи (в соответствии с программными требованиями), самостоятельно и точно подбирать мелодии на слух, гармонизовать их и уметь пользоваться в работе  различными видами фактуры.  

Формы отчетности.

Технический зачет. Проводится в начале 2 четверти (ноябрь): учащиеся 2-7 классов. Требования: исполнение гаммы (в ней- трезвучия с обращениями,  с 4 класса –Д7, в 7 классе – вводные септаккорды), пение интервалов,  термины (соответственно требованиям  класса), чтение с листа (начиная с 3 класса).

Академический концерт. Проводится в конце  полугодия: 2-7  классы (в конце 1 полугодия), 1-6 классы (в конце 2 полугодия). Академический концерт в 7 классе (1 полугодие) представляет собой первое прослушивание выпускной программы. Второе прослушивание выпускников проводится в марте.

Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня приравнивается к выступлению на академических концертах. 

Программа устанавливает срок реализации 7 лет рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.

Оканчивая музыкальную школу, учащийся должен владеть:

  • красивым и выразительным пением;
  • хорошей дикцией и артикуляцией;
  • наличием «опёртого» дыхания, свободного и естественного;
  • красивым тембром, певучестью голоса;
  • подвижностью голоса и его различными динамическими оттенками;
  • чистым интонированием мелодии по всему диапазону;
  • умением пользоваться внутренним слухом;
  • умением свободно использовать приёмы звуковедения;
  • умением сознательно пользоваться звучанием того или иного регистра, исходя из особенностей тесситуры;
  • умением активно, в характере и эмоционально передавать настроения и образы произведения;
  • умением работать с профессиональной фонограммой «минус»;
  • умением правильно применять микрофон;
  • умением самостоятельно работать над изучением вокального произведения;
  • умением работать с текстом произведения (в том числе с иностранным), над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Категория: Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1259 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz