Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для аккордеонистов и баянистов [4]
Общеразвивающие программы для аккордеонистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для баянистов нового образца [4]
Общеразвивающие программы старого поколения для аккордеонистов и баянистов [7]
Общеразвивающие программы для вокалистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие учебные программы » Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца

Общеразвивающая программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Сольное (академическое) пение" (срок реализации - 5 лет)
13.04.2015, 09:58

СОЛЬНОЕ (АКАДЕМИЧЕСКОЕ) ПЕНИЕ

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа «Сольное пение» - это откорректированный вариант программы «Сольное пение»  (срок реализации- 5 лет), разработанной преподавателем МОУ ДОД КДШИ Бутаковой Р.Ш. в 2004 г. Целесообразность ее создания была вызвана практической необходимостью, связанной с отсутствием государственной программы по данному предмету. В программе 2004 года обобщен личный педагогический  и исполнительский опыт педагога- вокалиста. Несомненным достоинством программы явилось то, что в своей работе автор учитывает возрастные особенности детского голоса.

Потребность корректировки программы спустя 4 года после ее создания обусловлена  современными требованиями к оформлению программно – методической продукции и необходимостью обогащения содержательной стороны программы. В связи с этим, изменена структура как программы в целом, так пояснительной записки. Раздел «Методические рекомендации» стал более методичен, конкретен, менее обобщен и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания. Здесь рассмотрены принципы и методы вокального обучения, а также включены тезисы ранее  созданных автором программы методических рекомендаций «Что надо знать начинающему педагогу – вокалисту», которые явились попыткой обобщения собственного многолетнего педагогического и исполнительского опыта.

Дополнен и список литературы для учащихся и преподавателей  новыми, современными изданиями.

Академическое (классическое) вокальное звучание –это не одно из локальных направлений, а международная оперно – концертная манера, наиболее полно выявляющая голосовые возможности. Однотембровый широкий диапазон позволяет исполнять звучным, красивым голосом сочинения разных стилей. Благородство звучания подходит к интерпретации классики. Бельканто (прекрасное пение) –яркое проявление академической манеры.

Приобщаться к пению можно в любом возрасте, желательно в юном. Будущему певцу еще до «взрослых» занятий желательно формироваться музыкально. Это ускорит будущее развитие вокально – техническое развитие. Сложность проблемы заключается в том, что методика развития голоса взрослого певца, в большинстве ее разделов, неприменима к воспитанию детей по целому ряду особенностей возрастной физиологии ребенка и подростка. Детский организм находится в непрерывном развитии, поэтому задачи и методы вокального воспитания в различные периоды этого развития должны быть разноплановы.  Тем не менее, стратегия вокального воспитания должна быть направлена на овладение современной академической манерой пения. Профессиональное обучение вокально - одаренных детей пению целесообразно и необходимо. Это поднимет вокальное искусство на новую ступень.

Детские впечатления прочны и создают фундамент для предстоящей профессии. Многие выдающиеся певцы начинали петь в детском хоре, соблюдая умеренную голосовую нагрузку. Если после мутации сформируется профессиональный голос, то пение в детстве явится существенным вкладом в становление вокалиста.

Приобщение к пению начинается с подражания. Эстрада звучит в несколько раз больше классики, что, соответственно, «воспитывает» всех.  Поэтому надо активно вскрывать недочеты эстрады, многие из представителей которой – певцы – самоучки. Лишенные музыкального кругозора, они увлечены электронным звучанием коммерческого характера. Это звукопроизводство не всегда хочется назвать музыкой. Оно зачастую лишено духовности, мелодизма, акцентирует монотонный ритм, громкость, невротический экстаз при минимуме художественного и поэтического содержания. Голоса пестры, не благородны, не округлы (открытые, «крикливые» или, наоборот, не опертые, слышимые лишь через микрофон –хриплое, сиплое напевание). Неразборчивость слов, назойливая их повторяемость, мелодекламация вместо кантилены, бытовое звучание… Течения авангардные, а природа голоса неизменна. Академическая манера пения – оптимальный вариант реализации голоса. Классическая вокальная культура столетиями копила опыт работы с голосами, искала пути раскрытия их возможностей. Обучение эстрадному пению, имея свои особенности, должно заимствовать ценности академического звукообразования.

Настоящая программа  обучения сольному пению в ДШИ ставит своей целью дать возможность учащимся получить основы вокального и музыкального образования.

Задачи курса

Развивать у учащихся:

  • профессиональные певческие навыки,
  • певческое устойчивое дыхание на опоре,
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса,
  • высокую вокальную позицию и точное интонирование,
  • певучесть, напевность голосов (кантилена),
  • дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию,
  • орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи.
  • музыкальные данные ученика,
  • навыки самостоятельного разучивания, грамотного, выразительного исполнения вокальных произведений различных стилей и жанров,
  • навыки чтения нот с листа.

В задачи данного предмета входит воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, общего культурного и музыкального уровня. Этому служит знакомство с лучшими образцами русской, зарубежной вокальной музыки, с произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством.

Контроль успеваемости учащихся на уроке «Сольное пение».

Объективным показателем качества каждого  занятия вокалом является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Форма контроля – индивидуальная проверка знаний, умений, навыков.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде зачетов, академических концертов, экзамена).

Формы отчетности.

Технический зачет. Проводится в начале 2 четверти (ноябрь): учащиеся 2-5 классов. Требования: исполнение гаммы (в ней- трезвучия с обращениями,  с 3 класса –Д7, в 5 классе – вводные септаккорды), пение интервалов,  термины (соответственно требованиям  класса), чтение с листа 1 музыкального примера (начиная с 3 класса).

Академический концерт. Проводится в конце  полугодия: 2-5  классы (в конце 1 полугодия), 1-4 классы (в конце 2 полугодия). Академический концерт в 5 классе (1 полугодие) представляет собой первое  прослушивание выпускной программы. Второе прослушивание проводится в марте.

Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня приравнивается к выступлению на академических концертах.

Характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны:

  1. Уровень музыкальных данных.
  2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
  3. отношение к музыке, занятиям.
  4. Работоспособность, собранность.
  5. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота усвоения музыкального произведения.
  6. Успехи к концу года.
  7. Недостатки в развитии ученика, задачи по их преодолению.

Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.

  1. Литература для учащихся.
  2. Литература для преподавателей.
  3. Магнитофон.
  4. Аудиозаписи.
  5. Фонограммы.

Информационный блок.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста.

В классе сольного пения занимаются как дети с яркими природными данными, так и дети, желающие петь. За время обучения необходимо выявить и развить музыкальные данные ученика в соответствии с целями и задачами академического пения, с учетом возрастных особенностей детского голоса. 

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

По окончании ДШИ ученики должны уметь:

  • Исполнять произведения, различные по жанру и содержанию,
  • Уметь подчинять вокально- техническую сторону исполнения художественной исполнительской задаче,
  • Осмысленно и выразительно передавать содержание вокальных произведений,
  • Знать и применять основные теоретические понятия.
Категория: Общеразвивающие программы для вокалистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1713 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz