ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «БАЯН»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Специальность (баян)» является базовой дисциплиной, которая закладывает фундамент исполнительского мастерства и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения музыканта.
Занятия в специальном классе предусматривают совершенствование навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшего продолжения образования в средних учебных заведениях культуры и искусства.
В классе специального инструмента учащийся изучает конструктивный материал, готовит к концертному исполнению произведения разных стилей, жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов, обработки народных песен и танцев. В классе специального инструмента развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских принципов, самостоятельности мышления.
Программа учебного предмета «Баян» (специальность) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №162.
Учебный предмет «Баян» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
При реализации учебной программы «Баян» максимальная учебная нагрузка составляет 1316 ч. ч.; из них 559 ч. – аудиторные занятия, 757 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Цель учебного предмета: содействие популяризации народной музыки, приобщение детей к игре на баяне, формирование эстетического вкуса, культуры и нравственных качеств обучающихся, активизация их творческой деятельности, воспитание осознанного, творческого отношения к русскому национальному искусству, жанрам народной музыки, истории их возникновения, подготовка одаренных учащихся для продолжения профессионального образования.
Задачи учебного предмета:
Обучающие: освоение учащимися и совершенствование навыков звукоизвлечения на баяне, приобретение определённого объёма музыкальных знаний и умений, развитие зрительного восприятия нотного текста.
Воспитательные: воспитание волевых качеств и умений учащихся - усидчивости, внутренней дисциплины, выносливости и трудолюбия, умения самостоятельно и грамотно работать над музыкальным произведением, планировать своё свободное и рабочее время.
Развивающие: развитие внимания, памяти, образного склада мышления, развитие музыкального кругозора учащихся посредством разнообразного музыкального материала.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
При проверке домашнего задания:
1. метод прослушивания материала (прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов);
2. метод устного отчета учащегося (рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога).
При изложении и разучивании нового материала:
1. метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте);
2. метод тренировки, упражнения.
Формы:
- работа с репертуаром,
- чтение с листа (эскизное проигрывание),
- подбор по слуху,
- игра в ансамбле,
- сольное музицирование,
- концертное выступление.
Реализация программы «Баян» требует наличия оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (комплект инструментов «Баян», учебная мебель, аудиоаппаратура, пульты), зала для концертных выступлений, библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно – и аудиотеки.
Программа предполагает тесную взаимосвязь между всеми предметами, которые преподаются в ДШИ: хором, сольфеджио, музыкальной литературой, ансамблем. Педагог специального класса должен использовать особенности каждого предмета в общих целях музыкального воспитания и образования ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы в классе специального инструмента как бы концентрировались результаты всей учебно-образовательной работы, педагогические усилия преподавателей всех дисциплин, практически применялись знания, полученные детьми на всех остальных уроках. Теория всегда должна подкрепляться практикой, иначе восприятие материала окажется пассивным. Зная, какие темы в данный момент проходят на уроках сольфеджио, что поют дети на уроках хора, о чем идет речь на уроках музыкальной литературы, преподаватель специальности может комплексно строить весь процесс обучения.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».
|