В Коркинской детской школе искусств завершился трехлетний педагогический эксперимент «Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в детской школе искусств».
Актуальность темы эксперимента обусловлена требованиями к системе образования в сфере культуры и искусства по подготовке нового типа учащегося, наиболее адаптированного к жизненным задачам. В этой связи появляется необходимость создания комфортной образовательной среды ДШИ, которая поможет каждому ребенку, обучающемуся по предпрофессиональным программам в области искусств, в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями и, в то же время, будет способствовать сохранению его физического и улучшению психического здоровья.
В ходе экспериментальной работы нами раскрыто содержание понятия «комфортная учебная деятельность учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в области искусств». Комфортная учебная деятельность учащихся – это учебная деятельность, цели, формы, методы и содержание которой соответствует актуальным потребностям учащихся в такой учебной обстановке, которая приводит к возникновению социальной, психологической, эмоциональной и интеллектуальной комфортности, способствует улучшению психического и стабилизации физического здоровья.
Нами разработана и апробирована модель организации комфортной учебной деятельности учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в области искусств, выявлены ее основные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Нами выявлены педагогические условия реализации модели комфортной учебной деятельности учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в области искусств:
- учебная деятельность учащихся строится в адаптивной образовательной среде, обеспечивающей социальную и эмоциональную комфортность учения;
- личностный смысл целей учебной деятельности соответствует актуальным интересам и потребностям учащихся и способствует психологической комфортности учения;
- вариативность образовательных программ и технологий в учебной деятельности учащихся обеспечивает раскрытие их личностного потенциала, создает интеллектуальную комфортность учения.
Нами определены критерии комфортной учебной деятельности: социальная комфортность, интеллектуальная комфортность, психологическая комфортность, эмоциональная комфортность, в качестве конкретных показателей которых выступают психологический климат, взаимоотношения учащегося с преподавателями, с коллективом школьников, адаптация, самооценка, уровень успеваемости, преобладающие эмоции.
Экспериментальная работа по организации комфортной учебной деятельности учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в области искусств, осуществлялась на базе конкретных педагогических условий. Эксперимент носил естественный характер, так как протекал в реальном образовательном пространстве Коркинской детской школы искусств и включал экспериментальную проверку эффективности организации комфортной деятельности учащихся.
Итоги эксперимента были подведены 21 февраля 2017 года в рамках областного семинара для руководителей и преподавателей ДШИ и ДМШ, в котором приняли участие 125 человек из Городских округов: Троицк, Южноуральск, Копейск, Златоуст; Муниципальных районов: Пластовский, Нагайбакский, Еманжелинский, Еткульский, Карабашский, Кунашакский, Октябрьский, Каслинский, Увельский, Аргаяшский, Коркинский.
Открыл семинар концерт учащихся Коркинской детской школы искусств. Затем с докладами и открытыми уроками выступили представители администрации и преподаватели школы:
- «Основные направления работы МБУ ДО «Коркинская детская школа искусств» в рамках педагогического эксперимента «Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности учащихся, обучающихся по предпрофессиональным программам в детской школе искусств» (Лопатина Татьяна Вадимовна, заместитель директора по учебно-методической работе),
- «Развитие у учащихся чувства ритма посредством игровых ситуаций на уроках сольфеджио» (Екимова Надежда Григорьевна, преподаватель теоретических дисциплин),
- «Методика адаптационной работы с младшими школьниками при обучении в ДШИ» (Екимов Артем Владимирович, преподаватель гитары),
- «Обеспечение эмоциональной комфортности обучения на уроках музицирования в классе фортепиано» (Малеева Татьяна Леонидовна, преподаватель фортепиано),
- «Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся класса скрипки» (Мальнева Татьяна Юрьевна, преподаватель скрипки),
- «Реализация цикла познавательных действий в классе фортепиано (Доронина Елена Викторовна, преподаватель фортепиано).
Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование всю жизнь». Поэтому в Коркинской ДШИ создана адаптивная образовательная среда, способная каждому учащемуся помочь достичь оптимального уровня творческого и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками, способностями и образовательными потребностями.
Заместитель директора по УМР Татьяна Лопатина
|