Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 19.04.2024, 13:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
Главная » 2021 » Март » 22 » ПАМЯТИ МАСТЕРА
11:43
ПАМЯТИ МАСТЕРА

Беда пришла, когда меньше всего ждали: перед началом традиционного зонального конкурса «Серебряные струны» услышал печальную весть о том, что 12 февраля 2021 г. не стало Виктора Викторовича Козлова. Огромная, невосполнимая потеря. Для ЮУрГИИ (бывшего Института музыки имени П. И. Чайковского), Южного Урала, России и всего музыкального сообщества. Конечно, для его семьи и друзей. Для моего учителя музыки Юрия Васильевича Макарова, очень близко с ним знакомого. Конечно, это стало большим потрясением для меня, его выпускника.

До этого слышал, что Виктор Викторович тяжело болен, долго лежал в реанимации, но теплилась надежда: «Не может быть…» Однако, коварный вирус никого не щадит, включая самых именитых и талантливых. И мог бы ещё жить и жить этот хороший, добрый, всегда улыбчивый человек, но Победителя (Виктор – значит «победитель») сразила жестокая болезнь – так на поле неравного боя падает воин. Он и был этим воином и рыцарем, Рыцарем Великой Музыки и «Сеньориты Гитары».

А начиналось моё узнавание Маэстро ещё в Коркинской ДШИ. Учась в школе искусств, я слышал рассказы Юрия Васильевича о Трио гитаристов Урала, постепенно знакомился с творчеством В. В. Козлова, знал его некоторые произведения и копировал исполнение «Маленького детектива», что всегда так тепло принималось слушателями на концертах.

Как-то, ещё не будучи студентом, случайно встретил Виктора Викторовича во время антракта на одном из концертов в Органном зале Челябинска. Подошёл и попросил ноты понравившейся пьесы, автором которой был знаменитый гитарист. Конечно, он любезно откликнулся на мою просьбу…

Потом были годы учёбы в Челябинске. Я запомнил его как хорошего педагога, терпеливого и требовательного, и совсем обыкновенного внешне, начиная от его простого русского лица и заканчивая доступной и вежливой манерой общения…


Поражала скромность этого большого музыканта, а ведь так много удалось сделать! Можно до бесконечности говорить о его заслугах. Вот лишь некоторые штрихи к портрету уникального музыканта, сочетающего в себе виртуозного исполнителя, талантливого композитора, умелого организатора и вдохновителя. Диапазон его творчества поражает.

Музыкой начал заниматься в 8 лет, сочинять - в 12. Первые значительные произведения написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, «Хоровод и пляска» для гитары соло. В дальнейшем В. В. Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Большой популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова, написанные в 80-90-ые годы: «Восточный танец», «Марш солдатиков», «Маленький детектив», «Танец охотника», «Кискино горе». Очень высокую оценку Виктору Викторовичу как композитору дал английский гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в напыщенном мире современной музыки».

Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: «Концертино», «Былина и русский танец», «Буффонада». Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России. Это ли не достижение?

Произведения В. В. Козлова опубликованы в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Их включили в свой репертуар знаменитые гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадько (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт «Каприччиозо» (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие.
В Челябинске музыкант сотрудничал с камерным оркестром «Классика», Государственным оркестром народных инструментов «Малахит», оркестром народных инструментов Челябинского музыкального училища.

Кроме того, В. В. Козлов был уникальным педагогом. Среди его учеников - лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена»: И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселёв, Д. Иванченко. Это всё очень известные в гитарном мире музыканты.

Особенно хочется отметить одного из последних наиболее известных выпускников Виктора Викторовича, с которым я знаком лично и сотрудничал уже в этом году по линии конкурсов. Это Дмитрий Чернов. Классический гитарист, лауреат Всероссийского и международных конкурсов и фестивалей гитаристов и композиторов, преподаватель класса гитары ЮУрГИИ имени П. И. Чайковского, он прошёл стажировку в университете «Моцартеум» в Австрии (г. Зальцбург) и многих творческих школах и мастер-классах, выступал на различных концертных площадках области и России. Д. Чернов ведёт активную концертную деятельность в Челябинской государственной филармонии, участник многих концертных программ, например, «Диалоги с Моцартом», «Музыка королевских дворцов Европы», «В ожидании чуда», «Тангомания» и др.

Конечно, такие выпускники – лицо преподавателя, основателя южно-уральской гитарной школы (В. В. Козлов - автор программ для всех ступеней обучения).

Много лет Виктор Викторович являлся участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого, помимо самого Козлова, входили Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба. (Ещё ранее – наш Ю. В. Макаров). Деятельность Трио во многом способствовала приближению к мировой гитарной школе. Но об этом нужно говорить особо.

Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, В. В. Козлов с 1991 г. был инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей «Классическая гитара на Урале». В 1998 на студии звукозаписи «U-Saund» вышел CD-диск Козлова «Медитация для гитары соло» с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: «Черный тореадор», сюита для гитары соло (1988); «Баллада для Елены прекрасной» – для гитары соло (1997). Кроме того, Козловым В. В. изданы ещё многие произведения и методические работы. Например, «Детская сюита», «Альбом юного гитариста» и многие другие. Методическим рекомендациям профессора Козлова просто нет цены – их нужно изучать.

На прощании с Мастером было очень много людей, особенно – челябинских музыкантов и его студентов, теперешних и бывших. Видел почти всех, с кем учился. Говорить особенно не хотелось - в скорбном молчании каждый думал о своём: у каждого был СВОЙ Виктор Викторович Козлов… Я вспоминал его поговорки-советы во время занятий: «Не бывает сложных мест, бывает неправильно выбранная скорость»; «Не удобно? Удобно - это спать"; «Одним пальцем только в носу ковыряют, а не на гитаре играют»; «Дома все играют как Сеговия».

Это был и большой музыкант, и одновременно обычный человек, которому свойственно всё человеческое. Меня поражали его неизменное чувство юмора и доброжелательность. Хорошо помню, как после экзамена он пожал мне руку и тепло поблагодарил за исполнение его пьесы «Летучий голландец», которую, единственную, я сыграл как раз не очень хорошо. Это было неожиданно и педагогически очень мудро.

К сожалению, мы живём в эпоху Безвременья. Захотелось написать о Викторе Викторовиче, чтобы те мои современники, кто не слышал о нём, знали и помнили Гитариста-виртуоза, Композитора и Педагога, который жил среди нас и творил. К сожалению, последнее время уходит очень много выдающихся людей (не знаю, совпало ли это с ковидом или есть какая-то закономерность), а с ними – целая эпоха, связанная с настоящим искусством, глубокими мыслями, искренними и неподдельными чувствами… Такое впечатление, что безжалостный вирус выметает остатки подлинной культуры. Неужели дальше вместо этого, живого и настоящего, – только выжженная пустыня, безликая серость, «оправданная» мертворождённой цифровизацией и обществом потребления? Уходит «живая» музыка, из нашей жизни уходит Музыка вообще… Вместо шедевров классики читают рэп.

Ушёл Человек – осталась Память о нём, его Музыка и Мысли: «Шедевры классической музыки, как и религия, устремляют человека к лучшим чувствам, пытаются возвысить человека». И ещё: «Чем шире будет кругозор музыканта, тем интереснее и точнее будут его интерпретации». (В. В. Козлов).

Семенов А.Г., преподаватель МБУДО "КДШИ"



  
Просмотров: 211 | Добавил: DSHI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz