Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 19.04.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
Главная » 2021 » Февраль » 4 » Слово о моём Учителе.
14:21
Слово о моём Учителе.


Долго не решался написать о человеке, который сыграл главную роль в моём профессиональном становлении, и которому так многим обязан… Юрий Васильевич Макаров - это хорошо известный в нашем городе музыкант и педагог, за плечами которого большая и нелёгкая жизнь, человеческая и творческая.

Вот её основные вехи. Ю. В. Макаров появился на свет 5 сентября 1952 года. Я знаю, что он закончил Коркинскую восьмилетнюю школу № 10, о которой Юрий Васильевич хранит добрые воспоминания, особенно – связанные с личностью учителя физкультуры Иосифа Леонтьевича Гарбера. Уникальный человек и воспитатель, несколько раз в молодости становившийся призёром республиканского чемпионата по классической борьбе, он организовал одну из первых в городе детских секций борьбы, потом – туризма. Был большим энтузиастом своего дела, неутомимым путешественником: неоднократно ходил с воспитанниками в походы, прививая им любовь к Челябинской области и сказочной природе Урала… Наверное, первопроходец во многом, Леонтий Иосифович по-хорошему «заразил» своим энтузиазмом юного Юрия Васильевича, который впоследствии тоже шёл по жизни непроторёнными тропами…

После окончания школы Макаров Ю. В. учился в прославленном ПТУ № 33 по специальности «Машинист экскаватора». В замечательном музее училища (теперь это отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих КГСТ) собран богатейший материал о выпускниках, и среди них – Ю. В. Макаров, который стал его гордостью и славой. Кстати, именно в профтехучилище Юрий Васильевич организовал ансамбль «Добрые молодцы».

Ну а как же с музыкальным обучением? Как происходило становление Музыканта? Я был очень удивлён, когда узнал, что мой учитель – самоучка (музыкальную школу, оказывается, не заканчивал, а на гитаре научился играть самостоятельно).

Вот ещё характерный случай. Работая после окончания ПТУ-33 на Разрезе «Коркинский», Юрий Васильевич познакомился с пианисткой Н. А. Печуриной через её мужа, с которым они вместе работали. Вместе они записали «Лунную сонату» Людвига ван Бетховена и дали послушать Рудольфу Антоновичу Беккеру, директору Коркинской детской музыкальной школы, прекрасному музыканту и тоже большому энтузиасту. Р. А. Беккер был поражён и сказал много хорошего в адрес исполнителей, тем самым дав толчок молодому Юрию Макарову к дальнейшему музыкальному развитию и самоусовершенствованию. «Надо серьёзно, профессионально учиться игре на гитаре», - решил Юрий. Задумал – и сделал.

Так мой учитель стал выпускником Тюменского училища искусств, куда поступил в 1978 г., а до этого окончил заочный курс обучения на гитаре в Москве в Народном университете искусств имени Н. К. Крупской у преподавателя Т. Г. Хлоповской. Об этом написано в словаре-справочнике «Классическая гитара в России и СССР» (Тюмень – Екатеринбург, 1992). Став педагогом, впервые открыл класс гитары в Коркинской музыкальной школе (произошло это в далёком 1978 г.), тем самым вписав важную страницу в музыкальную историю нашего города.

Однако, не всё было так просто и гладко. Будучи отцом большого семейства (у Ю. В. Макарова пятеро детей, теперь уже давно взрослых), мой учитель был вынужден работать машинистом на Разрезе, чтобы иметь возможность обеспечивать семью и заодно выработать положенный «вредный» стаж. Но в душе всегда звучала музыка, которая стала смыслом жизни. И теперь уже мой педагог смог посвятить её любимому делу…

Следующий важный этап – концертная деятельность в трио гитаристов Урала, которую Юрий Васильевич успешно совмещал с преподавательской работой в музыкальной школе (в дальнейшем – в Коркинской детской школе искусств). В состав трио входили, кроме Ю. Макарова, серьёзные музыканты В. Козлов и Ш. Мухатдинов. Они объездили с концертами многие города нашей страны (Москва, Воронеж, Пермь, Ульяновск, Пермь и др.), выступали в Венгрии, Польше. Репертуар их был очень сложен в художественном и техническом плане: Вивальди, Монтеверди, Граньяни, Бизе, Сибелиус.

Наш Макаров Ю. В. стал Дипломантом Всесоюзного фестиваля в 1993 г. Слушатели отмечали его высокое качество исполнения и музыкальность; писали о том, что «ему удаётся сочетать яркую и темпераментную игру с глубокой лирикой, так характерной для гитары», что «сольные произведения Юрия Макарова тяготеют к исполнительской манере А. М. Иванова-Крамского». В это же время Юрий Васильевич выступал в составе Коркинского ансамбля (Латохин В., Печурина Н., Стариков О., Данилов В.)

Деятельность лауреата международных конкурсов Ю. В. Макарова по обучению и воспитанию молодого поколения была по достоинству оценена в городе и области: он награждён многими Почётными Грамотами, а в 1995 г. ему присвоено звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации. Ученики Макарова постоянно являлись лауреатами областных и региональных конкурсов. Они и по сей день преподают на территории бывшего Советского Союза.

Ну, а моя встреча с Юрием Васильевичем произошла в 2002 году. Будучи непоседой, всегда любил спорт: занимался плаванием, позднее – лёгкой атлетикой у знаменитого тренера В. И. Фомина. Вопроса о каких-либо серьёзных занятиях музыкой никогда не стояло. Правда, мама покупала кассеты и диски с той музыкой, которая ей нравилась самой, - и мы вместе слушали Ф. Синатру, «Scorpions», «Pink Floyd» или высокую классику: П. И. Чайковского, Э. Грига. Д. Верди. Однако как-то, не возлагая никаких особых надежд, она робко спросила своего легкомысленного сына: «А ты бы не хотел учиться играть на гитаре?» Совершенно не представляя, на что я иду, да и не задумываясь особенно, согласился… - и началась моя необычная, совершенно другая жизнь… С тех пор она немыслима без Музыки и Творчества.

Сначала было непросто. Думаю, если бы не Юрий Васильевич, я, скорее всего, музыкой заниматься бы не стал… Нерадивый ученик, ленивый подросток, встретившись с трудностями, с лёгкостью мог бы всё бросить… Юрий Васильевич какое-то время наблюдал, подбирал к разгильдяю «ключик», а потом выставил жёсткое условие: «Или занимайся – или уходи!» «Зацепило» - сделал выводы. Стало как-то неудобно подводить учителя, уважение к которому росло день ото дня. Мне нравились его человеческие качества: доброта, чувство юмора, неконфликтность. Обаяние личности Учителя (о таких говорят – «светлый человек»), его педагогическое мастерство помогли совершиться чуду: к удивлению моей мамы, у мальчишки появилась заинтересованность, а потом – влюблённость в музыку и гитарное творчество. Юрий Васильевич сумел найти верный подход – и результат не заставил себя ждать: уже на втором месяце обучения я выступал в своей школе, а в конце первого курса участвовал в городском фестивале-конкурсе «Юные таланты». А потом каждый год – «Серебряные струны», где ученики Ю. В. Макарова всегда занимали призовые места. Занимался много, в основном вечерами, т. к. учился в трёх школах. Научился распределять время, а музыка мне помогала. Учиться было интересно: Юрий Васильевич подбирал для меня интересный, сложный и разнообразный репертуар – успехи же только окрыляли…

Оглядываясь назад, могу сказать, что наш Юрий Васильевич умело строил отношения с другими педагогами и поощрял нас к занятиям с ними: например, я не на шутку увлёкся, благодаря В. Л. Штиновой, игрой на фортепиано.

Он всегда уделял большое внимание воспитательной работе: так, благодаря своему педагогу, я много читал о знаменитых гитаристах, знакомился с их удивительным творчеством (Пако де Лусия, Андрес Сеговия, Джулиан Брим и др.).

Очень интересно проводились Юрием Васильевичем родительские собрания – их любили и мы, и наши родители. Было мало «говорильни», но много настоящей музыки. Это были такие отчётные концерты перед родителями, которые позволяли и нам посмотреть друг на друга, и на самих себя со стороны: все видели, кто чего достиг, кому и над чем ещё следует поработать. А какая доброжелательная царила атмосфера!..

Терпение, чуткость и вера в меня любимого учителя помогли осуществить профессиональный выбор. Увлекательное путешествие в мир Большой Музыки продолжилось в Челябинском институте музыки (заканчивал уже ЮУГИИ). Учились вместе с другом Артёмом, талантливым учеником Юрия Васильевича, а потом оба стали преподавателями по классу гитары. Учитель нас по-отечески опекал, помогал и поддерживал во всём, следил за нашим ростом, успехами, достижениями уже наших учеников. Мы и сейчас с ним дружим.

Уроки Юрия Васильевича («ЮВ», - называли мы любя нашего педагога) не прошли даром. Сейчас я часто вспоминаю его интересные методические приёмы. Когда нужно решить какую-то педагогическую задачу, всегда думаю: «А как бы поступил он?»

Кроме того, Юрий Васильевич научил меня искусству настройки фортепиано, подарил свои инструменты… Он передал мне (и нам, ученикам) музыкальную эстафету, а мы понесём её дальше, прививая нашим воспитанникам «чувства добрые», ибо, как сказал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

Семёнов Александр, преподаватель МБУДО "КДШИ".
  
Просмотров: 177 | Добавил: DSHI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz