06 декабря 2014 года в г. Еманжелинске прошла встреча с директором музея Куликово поле Ижевской Мариной Геннадьевной. Была предложена лекция и видео ряд по теме «Куклы – воспитатели», о роли самодеятельной игрушки в воспитании детей. В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка.
Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: Ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т. д.
Игрушки были всегда, и даже тысячу лет назад они играли ведущую роль в воспитании, целью которого было уважение и сохранение традиций предков. Используя в игре такие игрушки ребенок как бы впитывает подсознательно эти традиции, знакомится с видами искусства, обучается ремеслу, входит в социум. В игрушках заложена хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру, коллективный опыт предыдущих поколений. Народные игрушки делаются взрослыми для малышей из простых, доступных материалов: веток и коры, древесины и глины, соломы и ткани, сухих плодов и ягод, которые превращаются в уникальный объект, а порой и в произведение искусства, который становится средством общечеловеческого воспитания. Персонажи и сюжеты для игрушек, как правило берутся из жизни, они просты, лаконичны и доступны.
Феномен же народной игрушки в том, что кроме внешнего облика, она имеет внутреннее содержание. Немаловажная роль в детских играх отводится кукле, которая может включаться в сюжетные игры, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению. В завершении был проведен мастер класс по изготовлению куклы Кувадки.
Администратор выставочного зала Надежда Шитякова
|